Показательный конфискат

В Таможенном комитете открылась экспозиция спасенных ценностейЗа шестнадцать лет работы белорусская таможня выловила своими “сетями” тысячи предметов искусства, которые пытались вывезти нелегально, то есть без соответствующего разрешения. И хотя задержаний, вызвавших мировой резонанс, на белорусской границе пока не было, каждую неделю, по словам председателя ГТК Александра Шпилевского, таможня конфискует до 20 икон.

Случается, что находится хозяин изъятой ценности, который может доказать свое право на ее возвращение. В конце концов, та же икона могла быть украдена. Но в абсолютном большинстве случаев изъятые вещи переходят в доход государства. Самые ценные экспонаты отдают музеям, некоторыми иконами интересуются церкви, что-то остается на складах таможни.
Экспонаты открывшейся выставки отобраны с помощью сотрудников Национального художественного музея. Около 80 процентов ее экспозиции — иконы XIX века, представлена также коллекция восточного оружия того же периода времени. Ее везли из Германии в Россию.
— Это тысячная доля того, что было нами спасено, — рассказал Александр Шпилевский, представляя экспозицию. — В Брестском музее находится около 4 тысяч предметов искусства. В Национальном художественном музее — более 600.
Музеи такую активность таможенников приветствуют.
— Для нас это один из главных источников поступлений, потому что деньги на покупку стольких предметов культуры и искусства найти сложно, — говорит Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея по научной работе.
Что касается стоимости новой экспозиции в целом и отдельных ее вещей в частности, то она называется чрезвычайно осторожно. В Беларуси нет ни коммерческого рынка таких ценностей, ни ориентировочных ценников, какие были при Советском Союзе у Министерства культуры. Ориентировочно стоимость большинства конфискованных икон находится в пределах нескольких тысяч долларов за каждую.
— Не все эти предметы искусства провозятся тайно. Многие люди и не знают о правилах легальной перевозки. Но в большинстве случаев, конечно, сознательно везут в сиденьях, межпотолочном пространстве и других тайных уголках, — рассказал Виктор Острога, главный инспектор учебного центра ГТК и ответственный за создание музея. — Но важно ведь не только уметь найти и изъять нелегально провозимую ценность, но и определить, что изымаемая вещь представляет собой эту ценность. Чтобы работники таможни грамотно ориентировались в том, что изымают, мы проводим специальные курсы, в том числе и под руководством сотрудников Национального художественного музея.
Экспозиция в ГТК пока временная, но ориентировочно через два месяца на ее базе будет создан музей.

Кстати

Всемирная таможенная организация и Интерпол регулярно рассылают списки разыскиваемых ценностей. Сейчас, например, всем миром активно ищут пропавшие экспонаты из Эрмитажа (расследование началось в июле прошлого года). В Беларуси громких музейных краж не было. Проблема утраченного культурного наследия для нашей страны уходит в сложную историю и прежде всего во времена Отечественной войны, когда из страны было вывезено более 11,5 тысячи ценных музейных экспонатов. Среди утраченных реликвий — крест святой Евфросинии Полоцкой, серебряный жезл Сигизмунда III, 28 королевских и царских грамот, врученных Могилеву,
48 слуцких поясов, 170 произведений живописи и другие экспонаты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter