Источник: Знамя юности
Знамя юности

История дружбы сироты и предпринимателя

Показать, как может быть

Ни за какие деньги не купишь дружбу, понимание и поддержку. Для подростков из интернатов они порой важнее материальных вещей. Предприниматель Дмитрий Дьяконов и выпускник минского детского дома № 7 Витя Николайчук познакомились благодаря социальному проекту «Нити дружбы», который помогает сиротам найти наставников. За полтора года общение переросло в крепкую дружбу. Что это значит для каждого из них? Ответы друг друга волонтер и его подопечный не слышат: с каждым мы встретились по отдельности. С Дмитрием – в его офисе, с Виктором – в городской кофейне. Но их монологи легко соединились в один рассказ.

Виктор (слева) и Дмитрий

Дмитрий:


– С сиротами раньше никогда не сталкивался, был далек от этой темы. Но три года назад, когда работал в консалтинговой компании, задумался, что дела отнимают значительную часть жизни. Хотелось что-то отдавать. Мысли вертелись, а на глаза попался репост проекта «Нити дружбы» в «Фейс­буке»: искали наставников для сирот. Мне понравилась  идея. Возможно, сказалось и то, что мои родители были в разводе, в детстве мне не хватало отца, хотя он всячески нам помогал. Я прошел тренинг, психологический отбор (пары подбирают с учетом интересов, характеров), подписал договор об участии в проекте. Подопечного мне нашли спустя год.

Виктор:

– В детдом попал накануне своего девятилетия. Нас четверо братьев в семье, но всех рас­пределили по разным интернатам. Меня отправили в минский детский дом № 7. Там были хорошие условия: мы жили в комнатах по двое, помимо общей столовой, у нас была своя кухня, где каждый мог приготовить то, что любит. Нас обучали всему необходимому: я могу и шкафчик отремонтировать, и табуретку сделать. Сейчас учусь на втором курсе Минского государственного профессионального лицея № 7 строительства, получаю две специальности – электромеханика по лифтам и сварщика ручной сварки. Это полезные профессии, пригодятся в жизни. Хотя, если честно, пошел туда, куда баллов хватило.

Дмитрий:

– Поначалу я подходил к нашему общению как наставник: хотел Витю чему-то научить. Когда увидел, что он многое умеет, стал помогать в ином плане. Организовывал встречи, чтобы показать разные профессии: дизайнера, фотографа, автомеханика, дальнобойщика. Периодически обсуждаем, кем он себя видит, когда окончит профлицей. Не пытаюсь его заставлять что-то делать, не проверяю домашнее задание или посещение занятий. Я ему не отец, не контролер, но могу показать, как может быть, если сделать то или это.

Виктор:

– Живу в квартире, которая досталась от дедушки. Кроме меня в ней прописаны мать и старшие братья, но фактически проживаем втроем: я, мой брат и друг из детдома. Многие ребята после выпуска из интерната общаются с родителями, которые хоть и лишены прав, могут им помочь. Некоторые вынуж­дены пробиваться сами, и я оказался в таком положении. Мама живет под Крупками, мы с ней периоди­чески видимся. Но у нее своих проблем хватает – плохое здоровье, на работу не берут. У старших братьев личная жизнь, а где отец, я не знаю. Первое время после детдома было сложно. Там за тобой смотрели воспи­татели: вернулся из школы – приготовлен обед, вещи постираны. А тут все нужно делать самостоятельно – покупать продукты, стирать одежду, распределять деньги.

Дмитрий:

– Я не контролирую Витин бюджет. Даже у меня не всегда получается распределить деньги на месяц. Но Витя не из тех, кто спустит стипендию на шоколадки. И какого-то потребительского отношения к себе не чувствую. Он за свой счет переклеивал обои в квартире, продукты и вещи покупает сам. Конечно, если мы идем выпить кофе или перекусить, плачу я, потому что у него нет лишних средств. Но такого, чтобы Виктор просил меня что-то купить или дать денег, нет. Единственное, в чем мы соприкасались в материальном плане, это рассрочка на новый телефон. Я оформил ее на себя, а Витя каждый месяц отдает необходимую для платежа сумму.

Виктор:

– Когда вышел из детского дома, больше всего не хватало наставлений. Как приспособиться к новой жизни, распоряжаться свободным временем, вести расходы? Получал, к примеру, деньги и питался в основном печеньем и напитками. Сейчас покупаю филе, фарш, кашу. Закупаемся продуктами совместно с другом – так получается дешевле. Стипендии не всегда хватает (получаю от 50 до 100 рублей в месяц), но могу подработать у Димы – на складе или пешим курьером.

Дмитрий:

– Последний раз мы виделись с Витей пару дней назад. У него нет стиралки, и он приезжал стирать вещи ко мне. Ели шаурму, делились впечатлениями от поездок – накануне я был за границей, а Витя в санатории. Мы общаемся не потому, что участвуем в проекте, а потому что стали друзьями. Не могу сказать, легко это или сложно – быть наставником для сироты. Это нормально. Витя – интересный, прикольный, умный парень. Мой друг.

Виктор:

– Дима часто звонит, интересуется, как у меня дела. Да и я могу всегда обратиться к нему за советом, обсудить любую тему. Выпускникам детдомов не хватает такой поддержки, но мне повезло.

zubkova@sb.by

Фото из личного архива героев

Есть вопрос: А чем вы могли бы помочь сироте?

Анна Гоморина, методист Студенческого городка БГУ:

– Всегда можно оказать финансовую поддержку. Но лучшее, что мы можем сделать, – помочь в выборе жизненного пути, дать совет. И самое главное – подарить хоть капельку тепла и заботы, чувство защищенности, которую дают нам родители в детстве. Чтобы расширять представления о людях и мире, ребятам нужно общение. А взрослые имеют опыт и могут поделиться своими знаниями.

Павел Тимошук, инженер-конструктор, Минск:

– Я бы уделил личное время, по­играл в футбол, помог выполнить домашку. Научил тому, что умею сам: играть на гитаре, кататься на коньках, гвозди забивать. Устроил бы праздник, чтобы поднять настроение. В будущем, когда у меня будет достаток, хочу взять на воспитание ребенка из детского дома. Надеюсь, получится осуществить эту мечту.

Елизавета Лисова, ученица 9-го класса школы № 11 Орши:

– В школе мы регулярно собираем игрушки, канцелярские принадлежности для детей из интернатов. Можно купить нужные им вещи или принести из дома. Всегда в этом участвую, мне приятно, что моя игрушка может подарить радость ребенку, обделенному вниманием родных. Если среди моих знакомых появится сирота, научу его готовить. Ведь такое умение пригодится любому.

Юлия Павличенко, специалист благотворительного общественного объединения «Мир без границ»:

– Не все ребята пос­ле интерната готовы к самостоятельной жизни, поэтому важно помочь с проф­ориентацией, на­учить оценивать возможности и риски. У некоторых есть ожидание, что им все должны, поэтому нужно помогать преодолеть потребительское отношение. В то же время у многих занижена самооценка, они считают, что ни на что не способны. Лучшая поддержка в такой ситуации – заставить их поверить в себя.

tochickaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter