Продолжает работу открывшийся 20 ноября XXVII Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». В его программе почти сотня фильмов, 66 из них — конкурсные. Во время фестивальной недели проходят мастер‑классы, круглые столы, творческие встречи и Дни кино. Внушительна и деловая часть кинофорума: подписание договоров и меморандумов о сотрудничестве. Ни один «Лicтапад» не обходился без активного российского участия. За минувшие годы в Минске побывали ведущие российские кинематографисты — Вадим Абдрашитов, Кира Муратова, Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Станислав Говорухин. Не стал исключением и 27‑й форум.
Кино — это всегда праздник.
Почетным гостем торжественной церемонии открытия фестиваля в кинотеатре «Москва» стал народный артист России Николай Бурляев. После состоялись его встреча со зрителями и показ документального фильма «Другим я уже не стану» (о создателе форума «Золотой Витязь») в кинотеатре «Центральный». Николай Бурляев стоял у истоков создания кинофестиваля в Минске:
— Я рад, что меня снова пригласили на фестиваль, пришло время возвращаться к христианским ценностям, объединяться. В Европе наш кинематограф никому не интересен, мы можем быть интересны только друг другу.
Судейскую коллегию детского конкурса «Лiстападзiк», который традиционного проходит на фесте, возглавляла заслуженная артистка России, вице‑президент и генеральный директор открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» Ирина Шевчук:
— На конкурс были представлены достойные картины, и у жюри не возникло разногласий. Надеюсь, мы сделали все по справедливости.
«Золотой «Лiстападзiк» за лучший фильм присужден полнометражному мультфильму «Даже мыши попадают в рай». Эту картину совместно воплотили кинематографисты Чехии, Франции, Словакии и Польши, а возглавляли проект режиссеры Ян Бубеничек и Дениза Гриммова. Обладателем награды за «Лучшую детскую роль» стала актриса фильма «Новенький» российского режиссера Александра Кулямина Вероника Устимова. А специальным призом жюри «За симфонию чувств» отмечен фильм «Прелюдия и фуга» белорусского режиссера Игоря Волчека, который в этом году награжден Специальным призом Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».
Что до тенденций в конкурсных программах, акценты расставил программный директор основного конкурса игрового кино, киновед Олег Сильванович:
— Мы увидели в конкурсе сразу несколько сильных картин из разных стран, которые сняли молодые женщины‑режиссеры. Это, наверное, главная тенденция форума. В них невероятное количество энергии и сильные актерские работы. Меня как отборщика, например, очень удивил дебют из Македонии «Сестринство». Режиссер Дина Дума наполняет полотно картины узнаваемыми реалиями и проблемами подросткового быта, но какой серьезный разговор на этом фоне идет! Каково место женщины в современном мире? Как его отвоевать? То же касается ленты «Юни», совместной работы кинематографистов Индонезии, Сингапура, Франции и Австралии. Главным героем фильма Камилы Андини становится индонезийская девочка‑подросток, которая оканчивает среднюю школу.
Открыл фестиваль, разбив символическую тарелку, народный артист Беларуси Александр Ефремов.
Одна из самых сильных кинокартин конкурсной программы — дебютная режиссерская работа художественного руководителя театра «Современник» Виктора Рыжакова «День мертвых», в котором мать и сын отправляются в путешествие на старом седане, чтобы навестить могилы родственников, с самого начала у них все идет не по плану. Фильм был представлен в этом году на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.
Кроме того, российские работы представлены в конкурсе документального кино и секции «Киномолодых». Во внеконкурсной программе показали работы «Золотые соседи» Станислава Мареева, «Совесть» Алексея Козлова, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, которого в Минске все запомнили по пронзительной драме «Овсянки».
Председатель жюри основного конкурса игрового кино фестиваля этого года, президент Гильдии продюсеров России, режиссер Ренат Давлетьяров не только провел переговоры с руководством киностудии «Беларусьфильм», где обсуждались перспективы будущего сотрудничества, но и представит вечером 25 ноября в Доме кино в Минске свою новую режиссерскую работу — военную драму «Летчик» с Петром Федоровым в главной роли. Главный герой, летчик Николай Комлев — образ собирательный, но в основе истории — подвиг Алексея Маресьева. Съемки картины проходили в том числе и в Новгородском районе, где сбитый Маресьев 18 дней полз по заснеженному лесу и мужественно боролся за жизнь. А всего героев, потерявших ноги в бою и вернувшихся за штурвал самолета, было в истории Великой Отечественной войны девять человек.
— Для меня тема Великой Отечественной священна, это моя личная красная линия, за которую я никому не позволю заступать, — пояснил Давлетьяров. — И никому не позволю отобрать у нас нашу память о Победе.
Завершится фестиваль 26 ноября. Наверняка российские ленты не останутся без наград.
pepel@sb.by
Российские кинематографисты задают тон на минском «Лiстападзе»
Показанному верить
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.