Времена, как известно, меняются, изменяя границы государств, экономические формации, законы, обычаи, господствующие взгляды на образование, моду, брак... Приоритеты чаще всего остаются неизменными: люди во все времена любят хлеб, зрелища, хорошую погоду, детей. Ну и деньги - корыстно или бескорыстно.
В каждой эпохе существует определенный процент относительно честных и обескураживающе пробивных капиталистов. Параллельно с ними находятся прочие борцы за денежные знаки, которые стараются обогатиться в меру своего воображения и обаяния. Именно такими идейными борцами сильно доверчивые граждане в любом веке "раскручивались" на деньги.
Архивные документы "вопят" о том, что век XIX в этом вопросе не исключение. Перед вами "покорнейшее прошение" о справедливости, написанное в вышестоящую инстанцию иеромонахом (звание далеко не последнее в монастырской "табели о рангах". - Здесь и далее примечания автора) Устином 55 лет от роду.
Шел 1863 год. Беларусь была моложе на несколько войн. Богаче лесами и церквами. Знать ничего не знала о радиации. Дамы носили категорически длинные платья, мужчины свято верили в незыблемость патриархального уклада жизни. А в один из минских монастырей из Яновичей приехал некто Шнеер со своим "красным товаром".
Слово пострадавшей стороне - иеромонаху Устину
: "Зашел Шнеер в мою келью и усмотрел у меня стенные часы. Они ему понравились, и тогда сделал он со мной менку (обмен) на свои собственные.
Без всякой как с моей, так и с его стороны придачи (сейчас это называется доплатой).
С тем только условием, что он отдаст сперва свои часы мастеру для надлежащего осмотра и починки, так как они, по его словам, подвержены некоторой порче. Для каковой надобности он и удержал часы у себя с обещанием доставить их мне тотчас же после починки. Но между тем идет уже 6-й месяц, а он ни мои собственные часы не возвращает, ни свои не доставляет.
Кроме того, одномоментно с часами Шнеер на несколько дней одолжил у меня самоварчик, который тоже почему-то удерживает у себя. (Потому что нельзя быть на свете наивным таким.) Я несколько раз являлся в дом его, но он всегда отделывался от меня низкими изворотами и дерзким нахальством.
Нижайше прошу помочь мне возвратить мои часы в такой степени исправности, в какой Шнеер их брал, или обязать его уплатить мне за оные 12 рублей серебром, а на менку по истечении такого долгого времени я и вовсе не согласен. Также самовар возвратить бы мне или деньги за него - 4 рубля серебром".
История умалчивает о том, смог ли Устин получить назад свои вещи или денежную компенсацию. Скорее всего, нет. Пришлось ему, видимо, потихоньку копить на новый самоварчик, громко жалуясь каждому встречному-поперечному на "повсюду нахальство", но при этом особо не акцентировать внимание на собственной глупости.
Теперь предлагаю перенестись на полвека вперед.
Мир изменился, но пострадавших и нахальных по-прежнему хватает. Разбирая в архиве очередной шквал "покорнейших прошений", делаешь выводы, что "нахальные" тоже бывают наивны до слез умиления. Вот, например, следующая история.
Она относится к 1913 году. Жила-была в Минске девушка по имени Мария. Служила прислугой у вдовствующей дворянки Юстины Бутлер. От роду имела 18 лет, жалованье получала скромное, а соблазнов вокруг было ой как много.
Началось все с того, что Юстина "хоть и немолодая летами вознамерилась посягнуть на второго мужа" (выйти второй раз замуж). Купила себе приданое - платье, ботинки, белье. Белье-то и сразило Марию наповал. Какие платья и ботинки носят дворянки она, конечно, видела, только на себя даже мысленно подобного не примеряла - мещанское сословие этого не носит. А вот с интимными принадлежностями туалета дам из высшего общества Маша до сих пор как-то не была знакома. Оказалось, очень напрасно. Белье было нежное, беленькое, все в кружевах, похоже на сливки в кондитерской.
В общем, украла Маша у госпожи Бутлер панталончики и тут же на себя натянула. Кому какое дело, что носит под платьем мещанское сословие?!
В предсвадебной кутерьме вдовушка ничего и не заметила, только потом уже, когда судили Машу, ревизию всего своего гардероба сделала и пропажу вычислила.
А "попалась прислуга Машка" на краже серебряных ложечек. Видимо, не смогла девушка панталончиками ограничиться. Тем более что перекупщик за ложечки 9 рублей 60 копеек посулил. Воровство - дело такое: главное начать, дальше само пойдет.
На суде Маша никак не хотела виноватой себя признавать и рассказала судьям такую историю
: "Пошла я помои выносить. Выливаю их в помойную яму, а с помоями ложечки серебряные падают. Я растерялась. Думаю, надо их в дом отнести - помыть, почистить. А для пущей сохранности положила их к себе на ногу в чулок, значит, за подвязку. Только потом вытащить забыла (видимо, совсем не мешали, даже не чувствовались). Воровать их вовсе не намерена была. Правда, это было во время свадьбы госпожи Бутлер, и я была немного выпившей..."
Судьи Маше не поверили.
Это только две "картинки с выставки". На самом деле в архивных фондах подобных документов очень много. Читая прошения и судебные материалы разных веков, приходишь к выводу, что откровенная наивность записана где-то на генетическом уровне и передается из поколения в поколение. Отсюда и вывод: граждане всех времен и сословий тщательно сохраняйте свою собственность и по мере сил не посягайте на чужое!
Пока живут на свете простаки
Времена, как известно, меняются, изменяя границы государств, экономические формации, законы, обычаи, господствующие взгляды на образование, моду, брак.