Клишевич: неэффективная политика США и ЕС провоцирует мировой продовольственный кризис

Пока одни голодают, другие набивают карманы

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН приводит пугающую статистику: примерно 750 тысяч человек во всем мире уже погибают от истощения, десятки миллионов — находятся на грани голода. Большинство голодающих в странах Африки, Афганистане, Шри-Ланке, Сирии. Не так давно в этот список попала Украина. Мнение мировой общественности активно формируют так, чтобы все продовольственные проблемы замкнуть на военную операцию в Украине. Речь идет не только о странах Запада, но и арабского Востока и Африки, где позиции России достаточно сильны. 


За последние два года долларовая масса в США увеличилась примерно на 40 процентов. Сейчас Соединенные Штаты активно используют ее, чтобы выкачивать из внешних рынков сырье, сбрасывая обратно доллары. Россия частично устранилась от этой игры, начав продавать газ и нефть за российские рубли. Но в других сферах расчеты по-прежнему производятся в долларах. Мы видим, что и Казахстан, наш ближайший союзник по ЕАЭС, также не стремится к расчетам в рублях и держится за американскую валюту. Его добывающий сектор приватизирован западными компаниями, а им как раз таки выгодно сохранять долларовые схемы, в отличие от Газпрома, Роснефти и других российских госкорпораций.

С оглядкой на США была увеличена и денежная масса в Еврозоне, примерно на 30 процентов. Это привело к огромной инфляции в Европе — около 8 процентов при существовавших до этого отрицательных показателях. В ЕС периодически происходила дефляция, и Европейский центробанк с ней боролся, а сегодня в той же Германии инфляция 7,9 процента, чего не было в ФРГ с начала 1970-х.

Как можно догадаться, печатным станком в ЕС и США закрыли брешь после многомесячных локдаунов, когда западная экономика была принудительно остановлена. Денежную массу стали вбрасывать уже тогда, а к началу специальной военной операции она уже выплескивалась на внешние рынки. Вдобавок к этому резко подорожали энергоносители, в том числе из-за срыва запуска газопровода «Северный поток — 2». К инфляции добавился острый дефицит энергоресурсов в Европе. Топливо и газ, в свою очередь, закладываются в стоимость всех промышленных товаров. Промышленный сектор в ЕС оказался на грани уничтожения. При этом основную занятость в Европе создавала сфера услуг, которая уже была сильно ослаблена во время пандемии, а сейчас критически зависит от общих доходов населения, которые тоже падают.

Беспроигрышная стратегия в такой ситуации — идти на внешние рынки со своей валютой и скупать там все подчистую. Доллар и евро пока не потеряли в цене так, как это может быть к концу года, и их можно относительно эффективно тратить, меняя на газ, продовольствие и удобрения. Та же самая схема финансирования реализуется и в Украине, где ее руководство временно содержат за счет напечатанных долларов, а страна при этом теряет средства производства, людей и промышленные мощности. Поток долларов реальные материальные потери никак не замещает. Более того, за их совсем скоро будет невозможно купить критичные для экономики Украины товары, например бензин. Его просто нет на рынке в нужном объеме.

Отсюда же и крайне странная ситуация вокруг украинского зерна. Киев заявлял, что имеет 22 миллиона тонн запасов, к которым будет ежемесячно добавляться по 10 миллионов тонн урожая. Однако, по оценкам России, на самом деле у Украины примерно 2 миллиона тонн зерна, которые вполне можно было вывезти по железной дороге через Беларусь. Но как только предложения высказали, украинская сторона свернула все контакты по этому вопросу. Можно предположить, что реальной целью этой акции было под прикрытием «зернового конвоя» разминировать порты и запустить в Черное море иностранные суда, тем самым блокируя побережье от боевых действий. Для Украины стратегически важно сохранить Одессу, и, видимо, этот вариант просчитывался при обороне со стороны моря.

Надо ли говорить о том, что 2 миллиона тонн зерна, которые есть в Украине, никак не повлияют на мировой рынок и не открутят цены назад? Более того, по состоянию на 22 июня в результате ракетных обстрелов полностью остановлена украинская нефтепереработка, что означает топливный кризис не только в ВСУ, но и невозможность провести уборочную по всей стране. В итоге складывается ситуация, что при любых потугах Запада Киев ничего не сможет поставить на рынки третьих стран, а значит, там будет рост цен и дефицит.

Все мы сейчас наблюдаем передел мира. На первом этапе Запад использует возможности своей кредитно-финансовой системы, когда более слабые страны не могут быстро уйти от расчета в долларах и вынуждены за ничем не обеспеченную долларовую массу продавать свои товары. Такая ситуация не бесконечна. С одной стороны, она рано или поздно приведет к частичному отказу от расчетов в долларах по отдельным товарным группам. С другой — высокая инфляция доллара сделает его менее надежным по отношению к другим региональным валютам. Однако это неизбежный процесс, и сейчас США пытаются урвать максимум из возможного.

Дальше, когда запас прочности финансовой системы будет исчерпан, Соединенные Штаты перейдут к уничтожению рынков и товаров в тех государствах, которые будут дестабилизированы после продовольственного кризиса либо вой­ны. Как и после 1945 года, США постараются навариться за счет инвестиций в чужие разрушенные экономики и тем самым снова укрепят доллар. Для них это единственно возможная стратегия, так как его стабильность обеспечивалась не золотом или иным материальным стандартом, а военной мощью Штатов, бедами и разрушениями в других странах.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter