Источник: Знамя юности
Знамя юности

Пока не дома

Подростки о том, как закрытые учреждения изменили их взгляды на жизнь

Саша, Юля, Андрей и Маша давно не верят в Деда Мороза, но не перестают мечтать о хорошем. Пару лет назад они оступились и оказались в спецучилищах закрытого типа. Почему подростки стали «трудными» и чего хотят от жизни сейчас? Своими историями они поделились во время республиканской акции «Наши дети» в Минске.

Поняла, что можно веселиться без алкоголя

Юля, 17 лет, Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности:

– Три года назад с мамой возвращались из Москвы домой и попали в страшную аварию. Я отделалась переломом ноги и травмой колена, а мама погибла. После шока со мной пытались работать психологи, но это не помогло. Связалась с плохой компанией, начала употреблять спиртное. Папы не было, бабушке приходилось со мной тяжело. Стали накапливаться протоколы, и в итоге меня направили на два года на перевоспитание в спецучилище.

Окончила 11 классов, получаю профессию швеи. Скучать особо некогда: целый день мы заняты учебой, практикой. В начале мая могу вернуться домой, но продлила пребывание до июня, чтобы сдать экзамены и получить 4-й разряд швеи. В будущем хочу стать хореографом. Давно занимаюсь танцами, люблю разные стили, особенно классику. Думаю, мое увлечение поможет исполнить заветную мечту – побывать во всех больших городах мира.

За последние полтора года многое поняла. Например, что некоторые ребята, которых считала друзьями, на самом деле таковыми не являются. Что веселиться можно без алкоголя. Еще пару лет назад мне казалось это нереальным. Не стану зарекаться, что больше никогда не возьму в рот ни капли, но возвращаться к прошлой жизни точно не хочу. И курить не буду. От девушки должно вкусно пахнуть.

Без оглядки на прошлое

Саша, 17 лет, Могилевское государственное специальное про­­фессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки:

– Правильно – учиться на чужих ошибках, а я свои сделал. Не умел сказать «нет». Подружился не с той компанией, школу сачковал, дрался, граффити на остановках рисовал. Друзья звали ночью гулять, и я шел, потому что боялся их обидеть отказом. Родителям нервы потрепал, они в розыск подавали, когда не возвращался ночевать. Лучше бы спортсменом стал, как мечтал в детстве. С пяти лет занимался плаванием, медали получал, призовые места занимал, затем перешел в тайский бокс. Но пошел не той дорогой, и через год меня забрали в Могилев.

С одной стороны, понимаю: не надо было поддаваться соблазнам, тогда не попал бы в закрытое учреждение. С другой стороны, не окажись я тут, мог натворить дел похуже, угодить в тюрьму, и, считай, жизнь сломана – ни хорошей работы, ни образования. А так это обычное училище, просто закрытое, как интернат: подросткам дают шанс исправиться, получить профессию, школу окончить. Есть возможность переосмыслить, как ты жил раньше, и решить, что хочешь делать дальше.

Через пять месяцев вернусь домой, получив профессии столяра-станочника и маляра-штукатура. Летом собираюсь поступать в колледж на слесаря-механика, чтобы потом трудиться в автосервисе. Хочу сдать на права, заработать на спортивную машину, участвовать в дрифтинге. Люблю скорость. А перед родителями давно извинился. Они говорят, что за эти два года я сильно изменился. Да и сам замечаю, что стал другим. Начал мыслить иначе и твердо решил, что возвращаться в прошлое не хочу.

Судьба дает второй шанс

Андрей, 17 лет, Кривичское специальное ле­чеб­­но-воспитательное профессионально-техни­ческое училище закрытого типа № 3:

– Плохо другим не делал, никого не бил, ничего не громил. Только себе навредил. Хотел почувствовать себя взрослым, начал пить, с наркотиками связался. Сначала направили в спецшколу. А сейчас уже пять месяцев нахожусь в лечебно-воспитательном учреждении, где пробуду около года. Надеюсь, этого времени хватит, чтобы побороть зависимость и включить голову. Иначе беда: если до 18 еще есть возможность оказаться в спецучилище, где нет клеток и озлобленных людей, то потом за серьезные промахи можешь сесть в тюрьму. И это будет окончательное поражение.

Нас четверо детей в семье: у меня есть старшая сестра и двое младших братьев. Все нормальные, у всех все получается. Один я такой. Сильно подвел родителей. Жалею, что начал употреблять. Но судьба дает второй шанс все исправить и начать новую жизнь.

В родном городе учился на повара. В спецучилище начал осваивать профессию слесаря. На выходе получу 2-й разряд. Потом собираюсь поступать в радиотехнический колледж на инженера-программиста. Узнавал: летом проходной балл там был 7,8. Мой средний балл – 7,4, но я подтянусь. Потому что хочу, чтобы все наладилось. Дом, работа, семья, ребенок – счастливую жизнь надо строить самому. Но сначала нужно взять себя в руки.

С чистого листа

Маша, 17 лет, Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности:

– Отец погиб, мама лишена родительских прав. С девяти лет меня воспитывала бабушка, которая к тому же ухаживала за дедушкой-инвалидом. Ей было сложно. А я не осознавала, что плохо себя веду. Думала, это круто – пить пиво, джин-тоник, курить, гулять по ночам. Когда поняла, что на самом деле это не круто, трудно было остановиться. Попала на учет, а затем и в Петриков.

Поначалу боялась, что будет плохо в закрытом учреждении. На самом деле это обычная школа, просто ты из нее никуда не выходишь. Есть подружки, воспитатели, учителя, помогающие разобраться в себе. Мне кажется, больше повезло трудным подросткам, которые попали в такие заведения, чем тем, кто остался дома и продолжил катиться в пропасть. Меня училище спасло.

В феврале мне исполнится 18 лет, но я останусь здесь до мая, чтобы получить профессии швеи и термоотделочника. Летом планирую поступать в университет на технолога и начать все с чистого листа. Хоть и выросла давно, но все равно жду чудес и верю, что мысли материальны. Поэтому желания загадываю одни и те же – идти только по хорошей дороге и чтобы мои родные были здоровы.

СКАЗАНО

Елена Головнева, заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования:

– В стране работают четыре учреждения образования закрытого типа, в которых воспитываются свыше 250 ребят в возрасте от 11 до 18 лет. С каждым годом число подростков, которые хотят продлить срок пребывания в учреждении для завершения обучения, увеличивается. В то же время снижается уровень повторных правонарушений среди выпускников спецучилищ. Очень важно давать детям возможность стать полноценными членами общества.

zubkova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Евгений КОЛЧЕВ
Загрузка...