Пока гром не грянет…

Сделать продукт дешевле можно за счет повышения эффективности производства, но не прямой экономии

Сделать продукт дешевле можно за счет повышения эффективности производства, но не прямой экономии

Последние несколько столетий мировая промышленность активно двигалась по вектору увеличения. Мануфактуры вытеснили ремесленников, серийное производство «убило» индивидуализацию моделей, потом появилась идея узкой специализации с огромными объемами производства однотипных комплектующих для поставки на сборочные предприятия… Но логика глобальной конкуренции выдвигает все новые, уже даже противоречивые требования к конкурентоспособности. Сегодня рынок требует широкой и разнообразной по номенклатуре продукции, но по себестоимости «многосерийного» товара. В таких условиях понятие «экономия» осмысливается по-новому. Приходится нивелировать издержки, производственные мощности и другие факторы под единый знаменатель оптимальной эффективности использования всех ресурсов.

Стимулов для экономии в Беларуси с каждым годом становится больше. Конкуренция обостряется уже и на внутреннем рынке, дорожает сырье, необходимо развивать экспорт… Да и государство подстегивает к бережливости. Несомненно, успехи в выполнении Директивы № 3 демонстрируют многие валообразующие предприятия и отрасли. Основные показатели социально-экономического развития тоже внушают оптимизм. Производительность труда растет и подчас уже опережает рост зарплаты, потребление энергоресурсов на единицу продукции падает, ВВП растет…

Увы, показатели экономии не всегда свидетельствуют о повышении эффективности производства. Скажем, снизили на предприятии потребление тепла в два раза. Замечательно, меньше потребуется сжечь газа за отопительный сезон. Но снизилась нагрузка на котельную, значит, ее мощности используются вполсилы, а амортизационные отчисления и другие постоянные издержки остались практически на прежнем уровне. Наиболее выгодно в данном случае, сокращая расходы тепла на единицу продукции, пропорционально наращивать объемы производства. Наиболее устойчивой и прибыльной компания становится, когда все производственные мощности загружены до уровня проектных показателей. Тогда не простаивают ни техника, ни люди.

Различным аспектам снижения издержек посвящен II Международный форум «Бережливое производство: малые затраты — большие эффекты», который был недавно проведен консалтинговой компанией «Ключевые решения». Специалисты-консультанты рассказывали о теории и практике применения технологий оптимизации производства, сокращении складских запасов и объемов незавершенной продукции и других умных вещах. Когда смотришь на диаграммы и таблицы принципов «Lean» — так по-английски звучит название «Бережливое производство», дух захватывает. Вроде бы ничего нет в идее сложного и непостижимого для разума. Да и совсем она не дорогая по сравнению с объемами инвестиций, которые требуются для кардинальной модернизации производства. Но результаты-то какие!!!

После внедрения «Lean» производительность труда на предприятии повышается подчас в несколько раз, сокращаются срок оборачиваемости денежных средств и складские запасы, уменьшаются издержки на хранение запасов сырья и готовой продукции… При этом повышается конкурентоспособность предприятия на рынке. Словом, красота. Причем не миф, а реальность. Самый именитый лектор «бережливого форума» Дэннис Хоббс, один из идеологов технологии «Lean», обладает опытом внедрения этих принципов более чем в 2500 компаниях. Есть удачные опыты в десятках известных корпораций в России и Украине. За последние 2—3 года «Lean» продемонстрировал эффективность и на нескольких белорусских предприятиях.

Казалось бы, большинство отечественных производителей должны в очередь выстроиться за «бережливыми технологиями». Но пока спрос на них в стране достаточно скромный. Впрочем, существует и много объективных причин, которые препятствуют значительному повышению эффективности. Да, «Lean» демонстрирует успехи, но одна из основных идей этой технологии: анализ производственного процесса и поиск действий, которые влияют на издержки, но не увеличивают добавленной стоимости продукту.

Например, складские запасы. Особенно готовой продукции. Для предприятия они обходятся весьма дорого, а от «выдержки» потребительская ценность большинства товаров не увеличивается. Все это великолепно понимают. Но чтобы своевременно выполнять заказы потребителей, приходится хранить про запас определенный объем продукции. Технология «Lean» за счет повышения производительности и сокращения времени выпуска изделий выравнивает цепочку «производство — спрос». Это позволяет снизить до минимума складские запасы.

Но такая последовательность повышает эффективность предприятия при одном условии: его продукция на рынке востребована. Другими словами, большие склады — следствие неправильной системы организации сбыта, а не свидетельство неликвидности товаров. Технология «бережливого производства» сама собой предполагает существование на предприятии службы маркетинга. А поэтому действует формула «производим только то, что доподлинно сможем продать». Многие ли предприятия могут похвастать, что работают под таким лозунгом?! Склады-то заполняются совершенно по другой причине. А потому и повышение производительности труда и объемов выпуска для таких производств — убийственно. Спроса нет, запасы готовых товаров и без того превышают все допустимые нормативы. Тут о сокращении производства стоит подумать, а не о его наращивании…

Второй важный момент: внедрение технологии «Lean» начинается с анализа узких производственных мест. И не с точки зрения технологической, а скорее, с финансовой. Фактически все основные и производственные процессы необходимо выразить в денежном эквиваленте. Впрочем, использование большинства современных управленческих технологий предполагает наличие на предприятии систем финансового и производственного учета. Но их наличием могут похвастаться тоже немногие белорусские компании.

Бухгалтерский учет есть в каждой белорусской организации. Но, как говорил один из топ-менеджеров холдинга «Норильский никель» Пол Хлебников, бухгалтерия не имеет ничего общего с информацией, которая необходима для принятия управленческих решений. Она нужна для правильной уплаты налогов. Управленцу же необходим анализ и мониторинг совершенно других показателей и индикаторов, чем те, что заносятся согласно законодательству в бухгалтерские книги. Увы, сегодня только банковская сфера может похвастаться повсеместным внедрением принципов международной системы финансовой отчетности. Промышленность находится еще только в начале пути перехода на МСФО. Правда, коммерческие предприятия уже все чаще ведут двойной учет: бухгалтерский, как того требует закон, и финансовый — для внутреннего анализа бизнес-процессов. Но чаще всего в этих компаниях уже внедрены те или иные управленческие технологии, которые позволяют им быть достаточно прибыльными и конкурентоспособными.

Но белорусский рынок консалтинговых услуг обладает одной спецификой: чаще всего к дальнейшему совершенствованию стремятся именно успешные компании. Хотя американский опыт работы Дэнниса Хоббса показывает: технологии «бережливого производства» наиболее востребованы именно в фирмах, которые испытывают проблемы. К сожалению, в Беларуси редко пытаются повысить конкурентоспособность через изменение управленческих систем. Конечно, на внутреннем рынке можно прожить и без таких интеллектуальных инноваций. Но вот покорить потребителей других стран… Может помочь только чудо. Такова реальность.

Выиграть за счет технологий становится все труднее. На рынке сегодня можно купить многие ноу-хау. А поэтому так или иначе окажешься на одном уровне с другими потребителями. Придумать что-нибудь собственное и уникальное сегодня слишком дорого. Такое удовольствие доступно только крупным холдингам, да и то уже не во всех областях промышленности. Сегодня множество научно-технических разработок проводится и финансируется за счет консолидированных бюджетов. Значит, они становятся доступными широкому кругу производителей.

Качество товара тоже не дает того преимущества, как несколько десятилетий назад. Цикл жизни товаров сокращается, рынки все более узко сегментируются по различным факторам. Сегодня сложно сказать, какая из торговых марок лучше, — их слишком много. В каждой ценовой категории присутствует, как минимум, несколько аналогов практически с идентичной потребительской ценностью. Конкуренция возрастает, количество рисков увеличивается, прогнозы становятся все более дорогими и менее надежными… Словом, на рынке выигрывает предприятие, которое способно более мобильно реагировать на изменения внешней среды. А этого позволяют добиться только новые системы организации производства, планирования, управления издержками и другие инновации. Конечно, можно их и не внедрять, но тогда предприятие обречено на вечное следование за лидерами и выпуск аналогичной продукции.

На снимке: в эффективной компании все производственные подразделения шагают четко и в ногу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter