«Поиску работы нужно уделять 6-8 часов в день». HR-специалисты рассказали, как устроиться на хорошее место

Как белорус ищет работу? Публикует резюме в сети, отправляет отклики 2-3 компаниям, получает отказы и начинает жаловаться. Мол, вакансий нет, кризис. А тем временем у кадровых агентств полно заказов на подбор менеджеров по продажам, маркетологов, IT-специалистов, менеджеров по работе с клиентами и даже бухгалтеров! Так в чем же ошибка тех, кто никак не может трудоустроиться?


entrepreneur-593378_960_720.jpg

Мы поговорили со специалистами по подбору персонала, работающими в разных сферах, чтобы понять, как именно нужно искать подходящие вакансии, составлять резюме, готовиться к собеседованию и почему некоторым людям, несмотря на все усилия, не удается найти работу.


 Надежда Губанова

Директор кадрового агентства «Губанова и Партнеры». 

Занимается подбором персонала 7 лет, проводит тренинги и индивидуальные консультации собственников бизнеса.

Экспертные области в рекрутинге – IT, ТОП-менеджеры, финансы, продажи и логистика.

 


Дмитрий Новицкий  

Заместитель директора кадрового агентства «Губанова и Партнеры».

12 лет в подборе персонала, 7 лет в качестве тренера, 5 лет консультации собственников компаний по вопросам управления персоналом. 

Имеет опыт работы более 10 лет в крупных белорусских компаниях в качестве директора по персоналу, провел более 10 000 собеседований. Проводит личные консультации и тренинги по поиску работы.

Наталья Шаркова

Начальник Управления персоналом ООО «Техно Медиа Трейд» - сети магазинов бытовой техники и электроники Е-Техно и Техно-Плюс. 

Имеет опыт работы в сфере управления персоналом в качестве менеджера по внутренним коммуникациям, руководителя отдела мотивации и корпоративного развития персонала, руководителя отдела подбора и адаптации, HR-консультанта.
Анастасия Семенова

HR-менеджер Playtika - международной компании-разработчика игр для мобильных платформ и браузеров, основанной в 2010 году. Офисы фирмы, в которой работают более 1300 специалистов, расположены не только в Беларуси, но и в Израиле, Канаде, США, Аргентине, Японии, Украине, Румынии. Лично провела около 1000 собеседований.
 

С чего начать поиск работы


Первый и самый главный шаг – определение целей. Нужно понимать, где хочешь работать, и только потом составлять резюме, подчеркивая свои преимущества именно для этой должности. Можно даже написать напрямую в компанию, в которой вы хотите работать, обратиться к лицу, принимающему решения. Предложите решить его проблему! Иногда она описана в объявлении о вакансии. Например, фирма открывает представительство в Бобруйске, ищет для него руководителя, а вы когда-то работали там, разбираетесь в местной специфике, у вас есть необходимые связи. Напишите об этом в сопроводительном письме! Вообще, нужно использовать все возможности, в том числе личные знакомства, социальные сети (в частности, LinkedIn), газеты, журналы. 


Есть такой ресурс – people.yandex.ru. Там можно найти профиль любого человека в социальных сетях. Скорее всего, HR-специалист проверит ваш профиль, поэтому на время поиска работы его стоит привести в порядок. Надо удалить или скрыть фотографии разгульных вечеринок, откровенные селфи и непристойные шуточки. Часто работодатели не хотят видеть и ярых приверженцев различных субкультур (если только сами к ним не принадлежат). Лучше опубликовать на странице репосты статей, связанных с вашей профессией. Тогда сразу будет понятно – человек хочет развиваться, работать, а не только развлекаться. 


Я редко ищу страницы кандидатов в социальных сетях. А вот рекомендации с предыдущего места работы прошу часто. Так что стоит попросить у руководителя написать хороший отзыв о вас или хотя бы добиться разрешения указать его контакты.

 

Ошибки при составлении резюме


Слишком длинный текст.
Почему-то многие считают, что нужно уместить как можно больше информации и деталей. На деле больше 2-3 страниц мало кто читает. 

Скудно описан опыт работы. Если человек просто переписывает должностную инструкцию, возникает вопрос: а сам-то он понимает, в чем его основной функционал? Встречаются и пустые резюме. Но даже если соискатель нигде никогда не работал, он за свою жизнь добился каких-то результатов: проходил практику в вузе, где-то стажировался, занимался волонтерской деятельностью. Стоит указывать и неофициальные подработки, и даже помощь родителям.

Неподходящее фото. Например, неуместным будет снимок с друзьями или семьей, пляжные и свадебные фото, селфи. Хорошо подойдет стандартное фото до пояса в деловом костюме. 

Нелепый электронный адрес. Все рекрутеры сталкивались с такими e-mail: ladyboss@mail.ru или pupsik@tut.by. Такие адреса могут испортить первое впечатление. С более выгодной стороны кандидата покажет e-mail Ivanov@gmail.com.



Ошибки в орфографии, например, в желаемой должности (Software Engeneer).

Нет подробной информации о том, что конкретно кандидат делал на том или ином месте, на каких проектах и с какими технологиями работал.

Лично меня отталкивают специалисты, работающие по несколько месяцев в разных компаниях. Это сложно назвать ошибкой, но вызывает много вопросов. Настораживают и большие перерывы в трудовой деятельности без объяснения причин. 

Не указан желаемый способ связи. Бывает, долгое время пытаешься дозвониться кандидату, который просто не может поднимать трубку в рабочее время, но всегда онлайн в Skype.


Использованы общие фразы. Хотите выделиться – используйте цифры, приведите примеры. Пишите не «Занимался продажами», а «Увеличил продажи компании на 30%».

Нет четких пожеланий к работе. Бывает, люди пишут, что хотят быть «менеджером / водителем / администратором / секретарем / коммерческим директором». Нет, сначала определитесь, потом ищите место.

Не указан возраст. Особенно часто скрывают его люди старше 50 лет. Зачем? Все равно на собеседовании это выяснится. Иногда наниматели сами ищут сотрудника старше 40 лет. Стоит упомянуть также о наличии автомобиля и семейном положении. Человек, у которого есть семья, дети, кажется более надежным, мотивированным работать, чтобы кормить семью.  

Кандидат ничего не пишет о себе. Не нужно рассказывать о том, что у вас есть кот или прикреплять в качестве портфолио семейный фотоальбом. Достаточно написать 3-5 предложений о том, почему именно вы лучше других подходите на конкретную должность. 

Помните – нестандартные резюме допустимы только для творческих специалистов, например, дизайнеров.

 

Что делать перед собеседованием


Подготовиться к встрече. Часто кандидаты ничего не знают о компании, оправдываясь тем, что «забыл» или «не было времени». Зайдите на сайт, почитайте отзывы. Может быть, эта фирма вовремя не платит зарплату, и вы сами не захотите становиться ее сотрудником. Стоит обратить внимание и на то, что организация пишет о своей корпоративной культуре. В моем опыте были случаи, когда людям отказывали только из-за того, что они курят, в то время как все сотрудники компании поддерживали здоровый образ жизни.

Научиться презентовать себя. В интернете можно найти стандартные вопросы HR-менеджеров и потренироваться коротко, 3-5 предложениями, отвечать на них. Выступить перед зеркалом, записать свои ответы на телефон. Прослушав запись, вы сразу поймете, что нужно улучшить, где хромает дикция, построение фраз. Тренировка не повредит и перед телефонным собеседованием. 

Перечитать резюме. Нередко бывает, что в резюме написано одно, а на собеседовании человек говорит совсем другое. Запомните, что вы написали о себе, и будьте последовательны.



Одеться прилично. Даже если вы творческий человек, лучше соблюдать строгий деловой стиль. Я бы не советовала приходить на собеседование в джинсах. Для мужчин – костюм, для женщин – юбка, блузка, собранные волосы, легкий дневной макияж.


Прочитать техническую литературу, освежить в памяти теорию, выспаться накануне и - улыбаться при встрече.

 


Ошибки на собеседовании


Негативный отзыв о предыдущем месте работы, бывших коллегах и руководителе. Профессионал никогда не опустится до сплетен и осуждений других людей.


Опоздание на собеседование – это практически его окончание. Оптимальный вариант - прийти за 5-7 минут до назначенной встречи.


Ложь. Если вы слукавите по поводу своей должности и зарплаты на предыдущем месте работы – будьте уверены, об этом обязательно узнают (позвонят руководству, уточнят у бывших коллег - способов много). Одна из обязанностей HR-специалиста – проводить мониторинг рынка труда и заработных плат, поэтому в большинстве случаев интервьюер знает ваш реальный уровень дохода. 


Отсутствие заинтересованности в должности и четкой цели. Не проявляя интерес к вакансии, вы демонстрируете, что ищете не работу для себя, а просто «какую-нибудь работу», а значит, и к выполнению должностных обязанностей будете относиться соответственно. 




Жадность. Есть соискатели, которые перебивают рекрутера и первым делом спрашивают: «А сколько вы мне будете платить?» Задавать вопросы нужно, но они должны касаться функционала. Узнайте, кто будет вашим подчиненным (начальником), какими будут основные обязанности, кто и как будет оценивать результаты вашей работы. 


Исчезновение. Если вы не можете прийти на собеседование, позвоните и предупредите об этом. У каждого кадрового агентства есть что-то вроде «черного списка» людей, которые без предупреждения опаздывают на собеседование или не приходят на него. 


Самоуничижение. Если вас спрашивают о недостатках, они должны красиво превращаться в достоинства. Например: «Пожалуй, я чрезмерно разговорчив, возможно, это следствие моей профессии и необходимости постоянно заводить новые знакомства». Можно упомянуть и о том, как вы нивелируете свои недостатки, признаете ошибки, а затем исправляете их. 


Отсутствие обратной связи. Слушать рекрутера нужно очень внимательно. В конце собеседования полезно будет спросить, как вы можете улучшить свое резюме, презентацию. Также важно договориться, когда и в какой форме вы узнаете о результатах собеседования. Если ответа нет, лучше позвонить самому.


Как отвечать на вопрос о предпочитаемой зарплате?


Задавая этот вопрос, HR выясняет, ориентируется ли человек в ситуации на рынке труда. Также это дополнительная возможность проверить, что мотивирует человека на работу. Один начнет перечислять ожидаемые расходы и накручивать сумму, спрашивать, будут ли переработки, платят ли в двойном размере за работу в выходной день, как часто повышается оклад. Другой назовет устраивающий его средний уровень и добавит, что его в этой вакансии больше привлекает график работы или перспективы роста.


Чтобы определить, сколько вы стоите, надо поговорить со знакомыми из той же сферы, сравнить зарплаты на рынке, узнать, сколько обычно предлагают за работу на этой должности, изучить функционал. Если чем-то отличаетесь от других, можно на этом сыграть и назвать более высокую цену. Тут работает правило: «Если хочешь получить больше, поясни за что». Переговоры о зарплате - это торг, товар – ваша компетенция. Стоит определиться, за какую сумму вы готовы личное время менять за работу. Занижаете – проигрываете на старте. 


Почему человек долгое время не может найти работу?


Слишком быстро сдается. Нужно пробовать дальше, продолжать рассылать резюме. Один из самых простых способов попасть в новую сферу - пройти стажировку. Чаще всего они неоплачиваемые, но вы сможете получить нужный вам опыт и возможность закрепиться в компании.

 

Одна из причин долгого поиска работы – это незнание рынка труда: завышенные требования к заработной плате, невостребованная специальность, неэффективный канал поиска работы, недостаточный опыт работы для конкретной вакансии. Хотите секрет? Не бывает плохих или хороших кандидатов, бывают подходящие и неподходящие. Именно поэтому, перед тем как откликнуться на вакансию, необходимо честно ответить себе на вопросы: «Я действительно могу выполнять эту работу?», «Я действительно хочу этим заниматься или иду в компанию от безысходности?», «Чем я могу быть полезен на этой должности?». 



Чаще всего проблема в несовпадении ожиданий и отсутствии здравой оценки себя. В Минске любой может найти работу, если действительно нужны деньги. Идешь в ближайший магазин, и тебя туда после двух недель обучения берут кассиром. Мужчине легко устроиться, например, грузчиком. Но люди не хотят такую работу – вот тут и возникает проблема. Если человек занимается поиском места как работой по 6-8 часов в день, он устраивается за две недели, максимум месяц. Топ-менеджерам требуется немного больше времени – вакансий мало, о назначении руководителей решения принимаются долго. 



Первым делом человек должен разобраться, хочет ли он работать? Те, кто сидят дома годами, на самом деле довольны своим положением. Им предлагаешь вакансии с зарплатой 1000 рублей, а они отказываются или не приходят на собеседования. Тем, кто старается, но не может найти работу, стоит снижать свою планку или идти на курсы, читать, развиваться, приобретать дополнительные навыки. 


Задача каждого HR-менеджера – закрыть вакансию, найти сотрудника как можно быстрее. Поэтому он не стремится вам отказать. Но всегда помнит о правиле – нанимай долго, увольняй быстро. Ущерб от найма сомнительного сотрудника гораздо выше упущенной выгоды в случае отказа подходящему. Поэтому постарайтесь не допускать ошибок и добиться того, чтобы рекрутер и руководитель сделали один-единственный вывод – вы и только вы подходите на эту должность.


Версия для печати
иван кричев
Слишком красиво,но к реальной жизни это никак не относится.
факт
Красиво написано.
иван кричев
Слишком красиво,но к реальной жизни это никак не относится.
работа
Нет.Лучше часов 12-16.Что бы не расслабляться.
Мария, 49 лет, Жодино
Очень нужная и интересная статья!
иван кричев
Все эти рекомендации--это пиар-реклама этих агентств,которые только берут деньги,но никому не помогают.
И пусть они работают легально.но платить за устройство на работу---это глупость.А по сути такая же взятка.
Но,а тем более что никаких гарантий нет,это уже мошенничество.
Anatoly
... а потом, найдя работу, работать по 12-14 часов в сутки, чтобы не потерять ее.....
Александр,53,Бобруйск
Сия статья,что глянцевый журнал-красиво,а толку-ноль.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?