Поиск решения по другую сторону Средиземноморья

На фоне трудных переговоров о правительственной коалиции Берлин активно ищет пути разрешения главного вопроса, ставшего камнем преткновения. В январе президент Германии Франк–Вальтер Штайнмайер совершил масштабные визиты в Иорданию и Ливан. И хотя стороны много говорили о технической помощи, активизации экономических отношений и т.д., ключевой на всех переговорах была проблема беженцев.

Масштабный миграционный кризис, охвативший Европу, по–видимому, начинает идти на спад. Аналитики полагают, что достичь этого удалось в результате ужесточения внутренней политики в странах ЕС, заключения в марте 2016 г. соглашения с Турцией о возврате туда беженцев, а также относительным урегулированием ситуации в Сирии.

Безусловно, все это частичные меры, не устраняющие один из главных стимулов, побуждающих сотни тысяч людей покидать свои дома и устремляться в Европу, — огромный и увеличивающийся разрыв в уровне жизни вкупе с развитой системой социального обеспечения для всех в странах ЕС. Германия как ведущая европейская экономика и страна, имеющая развитую систему социального обеспечения, оказалась в центре миграционного кризиса. Более того, учитывая политическое значение ФРГ в ЕС, позиция Берлина по миграционному вопросу имеет решающее значение.

Позицию эту озвучила канцлер Ангела Меркель, заявившая «добро пожаловать» беженцам. Между тем ее миграционная политика имеет серьезные институциональные ограничения. У ЕС нет общей службы охраны границ, а ее создание предполагает качественно новый подход к европейской интеграции, что в условиях усиления позиций евроскептиков пока представляется нереальным. Введение внутреннего контроля на границах ставит под удар шенгенскую систему, а свобода перемещений — одно из главных достижений ЕС, которыми пока мало кто готов пожертвовать. Это стало бы началом полноценного демонтажа всего союза.

Европейские политики прекрасно понимают глубину проблемы и комплексный характер ее решения. Так, ряд экономистов считают, что нельзя одновременно иметь открытые границы и развитую систему социальной поддержки для всех. Ни тем ни другим европейские политики пока пожертвовать не готовы. Одним из путей решения проблемы являются переговоры со странами, откуда прибывают беженцы, включая их родину и транзитные государства.

Подобные достаточно эффективные системы предотвращения потоков беженцев уже выстроены с Марокко, Египтом, Алжиром, рядом других государств. Огромным успехом стало заключение в марте 2016 г. уже упомянутого соглашения с Турцией. Турецкая Республика занимает абсолютное первое место в мире по числу принятых беженцев — 2,9 млн человек в 2016 г. На втором месте — Пакистан (1,4 млн), а на третьем — Ливан (1 млн человек). Палестинские беженцы в этой статистике по ряду объективных причин не учитываются. По разным оценкам, в Иордании находятся от 1,5 до 3 млн человек, проживающих в лагерях для беженцев.

Безусловным лидером по стране происхождения беженцев является Сирия — 5,5 млн человек, на втором месте — Афганистан (2,5 млн).

Естественно, ЕС и, в частности, Германия хотели бы, чтобы эти лица оставались в странах–транзитерах. Турция стала первой такой страной, с которой были проведены комплексные переговоры по созданию системы барьеров для транзита беженцев в ЕС. С Ливией постоянно ведутся переговоры, ЕС усиливает береговую охрану страны, но в условиях отсутствия централизованного государства выработка каких–то эффективных механизмов представляется маловероятной.

Германия имеет достаточно прочные позиции в Ливане и Иордании. В условиях усиливающегося демографического давления в этих странах, а также политической турбулентности в Ливане, Берлин хотел бы получить дополнительные гарантии, что беженцы останутся в этих странах. Естественно, дополнительные гарантии требуют дополнительных усилий Германии и всего ЕС по обеспечению устойчивого развития в этих странах.

Подчеркну еще раз: это уже неплохо отработанный европейцами курс, который является лишь одним из элементов обеспечения стабильности в Средиземноморье. Проблема заключается в том, что устойчивое развитие, препятствующее потоку беженцев, подразумевает и политическую стабильность в государствах Ближнего Востока. Стабильность, на которую воздействуют не только европейские государства. Иногда договариваться и что–то обеспечивать становится просто не с кем.

Александр ФИЛИППОВ, кандидат политических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter