Для роста экономики в будущей пятилетке придется искать непростые решения

Поиск оптимального сценария

Правительству поручено внести предложения по основным направлениям развития страны до 2025 года на рассмотрение Президента до 1 марта. Программа эта сейчас готовится, на минувшей неделе ее рассмотрели в Совете Министров. Идет обсуждение экономических перспектив и на уровнях пониже. Так, документ обсудили на очередном заседании Республиканского клуба директоров. Корреспондент «Р» внимательно слушал участников.

Говоря о перспективах развития страны в следующей пятилетке, в министерствах предупреждают: легких сценариев ждать не стоит.

Эффективность с социальной оглядкой

Сюжет таков: с одной стороны, мы «оседлали» стабильность, инфляция низкая, госдолг и внешние факторы хотя и давят на финансовый сектор, но бюджетные правила позволяют уверенно, без перекосов в расходной части обслуживать госдолг. И такой политики будем придерживаться и в дальнейшем, пообещал бизнесу заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич. Вторая парадигма менее оптимистична: эффективность придется повышать не только «тягловой лошадке» социально-экономических обязательств — госсектору, но и частникам. Всем придется не просто жить по своим возможностям, но и развиваться. Словом, нас ожидает период творческого подхода к стратегиям. Стандартные формулы прошлых лет уже не приносят должной эффективности. Впрочем, так происходит не только в Беларуси, но и во всем мире.

Как известно, ВВП вырос в прошлом году на 1,2 процента. Дмитрий Ярошевич отметил: это тоже достижение. Рост качественный, без использования неких монетарных и денежно-кредитных инструментов для искусственного разогрева экономики. Более того, удалось еще и бюджет держать в профицитной зоне — 2,4 процента по прошлому году. Такая запасливость государства нашла разные отклики среди участников клуба директоров. Подняли они и классический вопрос: не пора ли «очистить» активы в госсекторе? Мол, сколько же будут убыточные предприятия вытягивать ресурсы? Непрозрачно намекая, что и заначку, и расходы на проблемные компании было бы неплохо перекинуть на частников. Если не прямыми субсидиями, то в виде налоговых послаблений. 

Представители ведомств бой держали единым фронтом, вежливо и обоснованно внятно. Да, бюджетные излишки можно было истратить. И ВВП бы подрос, и бизнесу была бы лишняя радость. А как решать проблему выпадающих доходов из-за российского налогового маневра? Его идея возникла не вчера. Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко объяснил вполне откровенно: не создали бы подушку безопасности в более благоприятные годы, потом пришлось бы идти на неординарные меры, чтобы выполнять свои обязательства. И это бы шоком отразилось на всей экономике. Действующее же бюджетное правило — даже в нынешних, не самых лучших обстоятельствах позволяет спокойно себя чувствовать. 

Успокоил директоров и Дмитрий Ярошевич. Во главу угла в ближайшую пятилетку ставят повышение эффективности. И очистка госсектора постепенно происходит. В том числе через санацию и банкротство. Ресурсы будут перетекать из государственного в частный сектор, заверил заместитель министра. Но если проблемная компания обладает высоким социальным влиянием, ее нельзя «зарезать». «Простых решений нет», — заверил Дмитрий Ярошевич. Предложенные концепции международных организаций изучались, просчитывались, но в каждой предполагался период падения в яму. А это не только неприятно и угрожает социальными взрывами, способными поставить крест на любых позитивных изменениях. Впрочем, такую же позицию неоднократно озвучивали и эксперты Всемирного банка. 

Правда, члены клуба намекали: частный бизнес вполне себе тоже социально ответственный. Но чтобы развернуться широко и щедро, у него не хватает средств. Впрочем, тема затухла, даже не вспыхнув яркой дискуссией. Ибо всем стало очевидно: уверенности, что бизнес лихо заменит государство в социальных расходах, нет. И сегодня есть отрасли экономики, весьма богатые в силу ряда удачных обстоятельств. Но что-то не слышно о возведении на частные деньги школ, дорог, детских садов, поликлиник… И деньги вроде бы есть. 

Льготный передел

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая
была откровенна: на какие-то существенные льготы и послабления реальный сектор в среднесрочной перспективе может не рассчитывать. Хорошая новость — деловую среду планируют улучшать. Поэтому фискальная нагрузка, ставки налогов не будут увеличиваться. Но и на их уменьшение рассчитывать не приходится. Как и на системную налоговую реформу, которую планировали несколько лет назад. Но сложившаяся ситуация «не дает возможности сформировать ресурсы для системной налоговой реформы», резюмировала Элла Селицкая. 

Правда, допустила, что по некоторым позициям возможно перераспределение нагрузки. Например, предприниматель из Солигорска Игорь Уфимцев поднял давнишний вопрос о слишком высокой налоговой нагрузке на землю и недвижимость. Мол, на содержание, по его словам, скромной материальной базы приходится тратить ежегодно 50 000 долларов. Что для предпринимателя весьма существенно. А рядом стоят шикарные коттеджи, налогов же уплачивают копейки. Представитель МНС согласилась: есть некоторые перекосы. И над этим ведомство работает. Но объяснила: мгновенно изменить сложившуюся систему не получится. Чтобы ставки налогов играли от рыночной цены, необходимо провести в стране массовую оценку. А для этого необходимо несколько лет… 

Словом, нынче бизнесу надо менять стратегию: не выпрашивать новые налоговые плюшки, а стараться доказать свою состоятельность, чтобы остаться при своем. Дмитрий Кийко в очередной раз анонсировал ревизию существующих льгот и преференций с точки зрения их эффективности. Самое примечательное: в прошлые годы схожие темы весьма подробно обсуждались на заседаниях клуба. Причем из докладов экспертов-аналитиков следовало: у нас множество «парков», «зон»… И хотя все жалуются на высокое фискальное бремя, но почти каждый бизнес пользуется той или иной льготой. По полной платит в казну чуть ли не тот самый государственный сектор. 

Вперед, на биржу

Вообще, в экономике сложилась неоднозначная ситуация. Производительность труда не на высоте. Но это проблема в первую очередь менеджеров, а не рядовых работников. Даже в нынешней ситуации реальная зарплата в прошлом году выросла на 7,3 процента. Вроде бы с точки зрения макрологики надо ее попридержать. Но такой фокус уже у работодателей не проходит. В силу и демографической ситуации, и мобильности специалистов есть дефицит специалистов почти любого труда. Если зарплату не подкручивать, можно без рабочих рук остаться. Справедливо и для конкретных предприятий, и для всей страны. 

Правда, Дмитрий Ярошевич не исключает: не пора ли переходить от концепции удерживания рабочей силы к ее поиску на условно свободном рынке? Привел в пример ПВТ, в котором трудится уже достаточно много иностранцев. Правда, льготные режимы в парке позволяют платить конкурентные зарплаты даже в глобальном масштабе. Другие отрасли, потеряв своих, весьма рискуют никого не найти. 

Спасение — в модернизации. Но на нее средства нужны. И чуть ли не единственный серьезный резерв — прямые иностранные инвестиции. «Интерес к стране есть», — заверил Дмитрий Ярошевич. ПИИ же отводится важная роль выравнивания платежного баланса, который рискует несколько просесть из-за «маневров» и давления государственного долга. Полагают в Министерстве экономики, что приток денег обеспечит именно фондовый рынок. Биржа должна подставить плечо и госсектору. 

Впрочем, простых решений в современной экономике не бывает. И их придется решать. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter