«Пограничные» ошибки

Ошибки  из-за  неверной  трактовки  законодательства  могут привести  к  весьма  существенным  финансовым  потерям

Ошибки  из-за  неверной  трактовки  законодательства  могут привести  к  весьма  существенным  финансовым  потерям

На  границе  компетенции

Многие, вероятно, еще помнят широко обсуждаемую в свое время историю, которая случилась несколько лет назад с компанией — лидером внутригородских пассажирских перевозок. Неправильное применение норм таможенного законодательства привело к тому, что к предприятию были применены весьма значительные штрафные санкции, следствием чего стала потеря значительной части основных средств и сокращение доли компании на рынке.

Риски, связанные с последствиями подобных ошибок, редко прогнозируются заранее. Тем более что контролирующих органов, уполномоченных налагать штрафы и финансовые санкции, в общем-то, немало. Например, достаточно мощными полномочиями наделен Комитет государственного контроля. Со своей стороны, налоговая инспекция и Фонд социальной защиты населения располагают наиболее представительным штатом контролирующих сотрудников. За исполнением отраслевых норм строго следят, в частности, МЧС, Минз­драв, БелГИСС. А Государственный таможенный комитет держит под контролем соблюдение таможенного законодательства и способен налагать очень высокие штрафы. На фоне этих структур возможные претензии со стороны контрагентов и персонала выглядят практически безобидно.

При этом речь в данном случае идет не о бухгалтерских и налоговых нарушениях. Как показывает практика, в последние годы профессиональный уровень бухгалтерских служб предприятий существенно вырос.  Но есть риски, которые находятся на границе компетенции работников различных структурных подразделений предприятия. И эти «пограничные» проблемы нередко выпадают из поля зрения специалистов.

Ключевые риски

Анализ ошибок, выявленных в результате проводимых на предприятиях проверок, позволяет группировать ключевые риски по нескольким группам и оценивать возможные негативные последствия. Так, осуществление деятельности, не предусмотренной уставом или не обеспеченной лицензией, влечет взыскание всей суммы незаконно полученного дохода и даже уголовную ответственность для руководителей предприятия. Нарушение порядка ценообразования может привести к изъятию незаконно полученной выручки и наложению штрафа в таком же размере. Несоблюдение порядка осуществления внешнеэкономической деятельности чревато наложением штрафа в размере до 100 % суммы сделки. Кроме того, есть риски, связанные с отдельными специфическими операциями: ошибки оформления документов, маркировки продукции, хранения и транспортировки товаров…

Безусловно, бывают ситуации, когда субъекты хозяйствования сознательно совершают те или иные коммерческие нарушения. Но мы говорим о другом: многие штрафные риски проблематично контролировать, утверждают эксперты. Среди основных причин — противоречия в законодательстве и комментариях специалистов, сложная налоговая система, изменение правовых документов, наличие «скрытых» требований и ограничений, отсутствие четких указаний о порядке применения отдельных норм, не сложившаяся по ряду вопросов судебная практика…

Что на практике

Вот один из примеров «скрытых» проблем. Как известно, несвоевременность оформления паспорта сделки при импорте товаров и отсутствии таможенного контроля влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 100 % стоимости импортированных товаров. Однако на практике действующие нормативные акты не позволяют в отдельных случаях правильно определить срок подготовки этого документа. Таким образом, элементарная техническая ошибка может привести к потере всей партии товара.

Возникают и вопросы, связанные с правильной классификацией вида деятельности при оформлении устава предприятия. Например, для субъекта хозяйствования, торгующего мебелью, существует один код. Но если эта мебель будет приобретена предприятием на условиях комиссии с последующей реализацией конечному потребителю, такая деятельность классифицируется уже по другому коду. Если в учредительных документах он не указан или же в регистрирующий орган не сообщено о факте такой деятельности, то вся выручка, полученная от комиссионной деятельности, переходит в доход государства. Нечасто, но случается так, что предприятие неверно указывает код ввиду сложности определения классификации реализуемого товара. Например, оргтехнику можно отнести и к «не бытовым техническим приборам», и к средствам производства. Специалисты предлагают в качестве универсального решения указывать вид деятельности по сокращенному коду. Кстати, далеко не все субъекты хозяйствования успели отреагировать на тот факт, что с апреля 2007 года в отдельный код выделена деятельность по предоставлению займов. Серьезные финансовые потери в этом случае вроде не грозят, но отвлекаться на решение проблемы приходится.

Один из вопросов, связанных с терминологией, затрагивает международные перевозки для собственных нужд. Так, Декретом № 17 от 14 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что ему подлежит деятельность по перевозке пассажиров и грузов, за исключением «технологических внутрихозяйственных перевозок». Последний термин совершенно четкой дефиниции не имеет, а специалисты дают противоречивые комментарии. Поэтому лучше перестраховаться и получить соответствующую лицензию при необходимости любых международных перевозок. Возникают некоторые спорные моменты, связанные и с реализацией Декрета № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». В частности, попадает ли под это определение поступающая рекламная продукция либо имущество, полученное в рамках дилерских соглашений?.. Проблема в том, что самим документом не дано право какому-либо из органов госуправления разъяснять нормы данного декрета, поэтому субъекты хозяйствования фактически вынуждены принимать решения на свой страх и риск.

Если так случилось, что спорный момент наступил и взаимоотношения между субъектом хозяйствования и одним из контролирующих органов вынесены на рассмотрение суда, то спрогнозировать что-либо весьма трудно. Суды могут принимать различные решения по схожим хозяйственным делам. Однако и бояться судов вовсе не стоит. По некоторым оценкам, в спорах между налоговой инспекцией и субъектами хозяйствования около трети решений принимается в пользу последних.

В поисках выхода

В ситуации неопределенности специалисты предлагают несколько методов принятия решения. Один из них, достаточно распространенный, — сопоставление вариантов по сумме платежей в бюджет. То есть чем больше сумма по одному из вариантов, тем он безопаснее. Действительно, в случае переплаты налогов ожидать дополнительных санкций нелогично… Юристы считают этот способ неправильным, но имеющим право на существование, если потенциальные штрафные санкции могут быть очень велики. Еще один метод — сопоставление суммы риска с ценой исправления ошибки. Если два показателя практически совпадают, то зачастую предприятия готовы скорее заплатить штраф, чем направлять финансы на решение имеющихся проблем. Кроме того, во многих случаях предусмотрительным оказывается получение соответствующим образом оформленных разъяснений от компетентных органов и специалистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter