Схема пропуска туристических автобусов через границу требует доработки

Пограничное испытание

С наступлением летнего сезона Госпогранкомитет совместно с Министерством спорта и туризма активизировали работу по сокращению верениц из туристических автобусов на пограничных переходах. Особенно остро проблема стоит на украинском направлении. Увы, пока переломить ситуацию не удается: многие клиенты турфирм недовольны. В часы пиковых нагрузок — в начале и конце выходных — стоять в очередях приходится по 6 — 8 часов. Сетовать лишь на неблагоприятное стечение обстоятельств наивно: подобная ситуация наблюдается не первый год. Но кому предъявлять претензии — пограничникам и таможенникам или все же организаторам поездок?


Личным опытом путешествия в Одессу на длинные июльские выходные поделилась с «СБ» минчанка Наталья Царева:

— Турфирма отправила наш автобус из Минска в пятницу в середине дня. Выехали в сторону пункта пропуска «Новая Гута», что под Гомелем. Однако недалеко от Бобруйска сопровождающая группы развернула транспорт в сторону Мозыря — в «Новой Гуте» к этому времени скопилось более 20 автобусов. При подъезде к пункту пропуска «Новая Рудня» в Ельском районе поняли, что нам повезло: мы были вторыми и прошли границу в течение двух часов. С украинской стороны задержек тоже не было. На обратном пути, вечером 3 июля, ехали через «Новые Ярыловичи»/«Новую Гуту». И застряли на всю ночь, поскольку наш автобус был в очереди двадцатым! Против пограничников и таможенников с украинской и белорусской стороны ничего не скажу — пропустили без проволочек. Но 8 часов в автобусе, ночью, когда у дороги нет ни туалета, ни торговой точки, — это настоящее мучение, способное испортить впечатление от всей поездки!

К сожалению, пока система электронной очереди, где можно забронировать время для пересечения границы, функционирует только в пунктах пропуска «Брест», «Котловка» и «Григоровщина» — это соответственно польское, литовское и латвийское направления. Однако минимизировать потерю времени перед въездом в пункт пропуска можно и благодаря интернету. Во–первых, на некоторых пунктах пропуска работают веб–камеры. Во–вторых, на портале Госпогранкомитета Беларуси каждые два часа появляется оперативная информация об очередях легковых и грузовых транспортных средств на выезд из страны. В–третьих, на том же ресурсе в специальном разделе представлены аналитические данные о ежедневной средней величине очередей и почасовых изменениях средней очереди. В–четвертых, оперативная информация с границы имеется и на сайте Государственной фискальной службы Украины. Какими–то из этих сведений, очевидно, и руководствовалась руководитель тургруппы нашей читательницы. Тем не менее белорусские пограничники считают, что нужны дополнительные меры по сокращению времени ожидания. С Министерством спорта и туризма было выработано следующее решение: Минспорта попросило турфирмы заблаговременно направлять информацию о планируемых времени и месте пересечения государственной границы в соответствующие областные управления спорта и туризма.

— Это нужно для того, чтобы территориальные органы пограничной службы имели возможность заблаговременно распределить транспортные средства по пунктам пропуска и по времени прохождения границы, — поясняет официальный представитель Государственного пограничного комитета Антон Бычковский.

Только взаимодействие с турфирмами налаживается пока не так быстро, как хотелось бы. В Гомельском областном учебно–методическом центре физического воспитания населения, который подчинен управлению спорта и туризма облисполкома, констатируют: в неделю поступает всего лишь около десятка писем от туристических организаций. Этого крайне мало. Хотя от турфирм просят всего ничего: указать лишь предполагаемое место и время пересечения границы, название компании, марку, вид и госномер транспортного средства, а также количество человек в группе.

— Процесс начал набирать обороты лишь с конца июня, поэтому о каких–то ощутимых результатах говорить пока рано, — рассказывает методист Александра Рудинская. — Для своевременного принятия мер реагирования информация от турфирм должна быть подана не позднее чем за двое суток до отправления. Я формирую заявки и направляю их в соответствующие пункты пропуска. Сейчас перед нами стоит задача достучаться до турфирм, чтобы там узнали о возможности и потенциальных выгодах подобного взаимодействия.

По словам собеседницы, в регионе намерены комплексно совершенствовать сервис на границе — соответствующие поручения председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник озвучил еще в преддверии летнего сезона. На июльском совещании, где затрагивалась тема, обсуждали пути решения накопившихся проблем. Например, в пункте пропуска «Новая Гута» в первую очередь нужно снять вопрос с туалетами и мусорными урнами, а также организовать места для кратковременного отдыха путешественников, чтобы люди могли присесть и поставить на столик стакан воды или кружку кофе. Желательно также организовать пункты питания. Ну и, конечно, оптимизировать работу пунктов пропуска надо под запросы турбизнеса. Так что в Гомеле ждут информации от минских компаний — именно из столицы движется самый больший поток организованных путешественников...

Не следует забывать, что для прохождения пограничного и таможенного контроля установлены временные рамки. Если на переход прибудет одновременно большое количество туристических автобусов, очереди все равно не избежать — резервы пунктов пропуска не безграничны. В общем, турфирмам не помешало бы внимательнее прислушаться к инициативе Минспорта и ГПК. А может, даже скорректировать графики движения своих автобусов: интересы туристов нужно блюсти в первую очередь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий ГРИЦЕВИЧ, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма:

— Переходы «Новая Гута» и «Новая Рудня» пользуются большой популярностью, через них едут все чаще. Поэтому даже совместная инициатива Минспорта и Госпогранкомитета пока не может разрешить ситуацию — поток очень велик. Но, наверное, если бы мы не попытались решить вопрос, очередь была бы еще длиннее. Есть договоренность с пограничной службой о том, что в первую очередь границу пересекают рейсовые автобусы, потом — туристические. Я думаю, мы предпримем еще попытки отрегулировать процесс, немного его усовершенствуем.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter