Пограничник с закалкой танкиста

Мы запланировали интервью с председателем Государственного комитета пограничных войск - командующим погранвойсками Александром Павловским специально накануне Дня пограничника.
Мы запланировали интервью с председателем Государственного комитета пограничных войск - командующим погранвойсками Александром Павловским специально накануне Дня пограничника. Я слегка изменила формат: лишь навела необходимые справки о собеседнике, не особо опираясь на чужие вопросы (как это делаю обычно). Знаете почему? Практически все, о чем подчиненные хотели, но стеснялись спросить у своего командующего, огласке, как выяснилось, не подлежит! Ну что ж, подумала я, мне и так есть о чем побеседовать с генералом. Встретились мы в кабинете и сразу заговорили о... шпионах.

Дело в том, что один офицер-пограничник сказал мне: понятие границы постепенно размывается, войн - в прежнем понимании - в Европе не намечается (будем надеяться, что вообще никаких войн не случится).

И шпионы давно уже не крадутся в предрассветной мгле через пограничную полосу. Они спокойно едут в любую страну бизнес-классом с дипломатическим паспортом в кармане. Я была обескуражена: надеялась обсудить какие-нибудь страсти, отыскать на худой конец "рояль в кустах", а тут такой облом! Чем (из героического) занимаются пограничники центральноевропейской страны в наши дни, когда нет в приграничных зарослях ни одного даже завалящего шпиона?

Сейчас будем разбираться.

Но сначала я доложу вам вот что: командующий пограничными войсками Александр Алексеевич Павловский (наш с вами собеседник) вовсе не "карьерный" пограничник. Он армейский офицер: командовал мотострелковым полком, танковой дивизией. Потом первым в Беларуси реорганизовал дивизию в отдельную механизированную бригаду. На этом опыте пошла дальнейшая реорганизация всех Вооруженных Сил Беларуси. И когда возник вопрос, кому поручить развитие пограничных войск, вызвали танкиста-пехотинца Павловского в Совет безопасности, провели беседу и предложили возглавить главное пограничное управление - отчасти потому, что он уже показал себя как отличный организатор, отчасти потому, что по роду деятельности сталкивался с некими элементами этой работы. Павловский дал согласие, не зная, наверное, что к нему в среде пограничников отнесутся однозначно: не свой.

- Как вам удается командовать погранвойсками, не будучи пограничником? - спросила я генерала после того, как выяснилось, что о шпионских страстях разговор не получится.

- За 7 лет самый последний невежда может стать профессионалом, - ответил Павловский с философским видом. Я вспомнила характеристики этого человека, которые добросовестно собрала загодя. Вкратце они выглядят так.

7 лет назад Павловского называли "темной лошадкой", обаятельным хитрецом и стратегом (в обычном смысле этого слова). Он пришел, будучи в глазах подчиненных, мягко говоря, чужим. Но изучил кучу литературы, объездил всю границу и своим танковым напором привел пограничные войска в чувство. Он осторожен в высказываниях. Иногда в концептуальных оценках армейский темперамент заменяет ему естественные для пограничника "тормоза". О нем говорят: "кресло определило сознание", и это последнее мнение я разделяю на все сто. Павловский совсем не так прост, каким может казаться. И кто его за это осудит? На такой должности нужно учиться дипломатии. Тут необходима несколько иная стратегия, нежели в танковой дивизии. И генерал все это очень быстро осознал. Словом, сейчас пограничники командующего приняли, о нем говорят: хозяин. До него в Минске 3 дома для офицеров строили 8 лет. При нем все сделали быстро и качественно. И не только в Минске.

- Это была новая, интересная, живая работа, - рассказывал тем временем генерал. - На границе нынче происходят несколько иные, нежели полвека назад, процессы. Пограничники выполняют две основные функции: военно-политическую (применение силы остается действенным рычагом политики) и правоохранительную - она появилась неожиданно, но мы вынуждены ею заниматься. Пограничная преступность имеет очень хорошие связи. Например, в Литве товар покупается и переправляется в Беларусь или у нас воруют тракторы, комбайны и перегоняют в Украину. В России воруют бензин - перевозят к нам, у нас воруют алюминий, нефть - везут в Россию. А насчет шпионов... На каждом этапе развития общества любые процессы то обостряются, то входят в спокойное русло. Тайное противоборство и сейчас существует. Никто не скрывает, что любой дипломат изучает ситуацию в стране пребывания. Есть люди, которые тоже официально, но с других позиций ведут разведку. Это нормально. Слава Богу, уже нет яркого антагонизма: социализм - капитализм. Сегодня Беларусь обозначила все границы с соседями, мы единственная страна бывшего СССР, которая не имеет претензий (и к которой не имеют претензий) по этой части. Завершаем демаркацию границ с Прибалтикой, после выполнения Украиной ряда обязательств начнем демаркацию на украинском участке. Готовы к выравниванию границ с Россией. Вот вы знаете о том, что пограничных войск в Беларуси никогда практически не было? Был только Западный пограничный округ, штаб которого размещался в Киеве. На территории Белоруссии находились лишь два погранотряда: в Гродно и в Бресте, управление в Минске и авторемонтный завод в Дзержинске. А с 1992 года у нас уже 8 погранотрядов, своя авиация, речной флот, тыловая техническая база обеспечения, учебные подразделения, центральный аппарат. Мне очень важно, чтобы солдат, прапорщик и офицер знали: мы можем называть себя правопреемниками пограничных войск, созданных 85 лет назад. Эти войска в 1932 году были награждены орденом Трудового Красного Знамени, - командующий указал на знамя с прикрепленной к нему наградой. - Таких уникальных орденов в мире осталось с десяток. Пограничники гордятся историей Западного пограничного округа, тем, что на одной из застав Брестского погранотряда служил Президент. Особый предмет для гордости - служба на именных заставах. Для нас 22 июня - день чести и воинской славы: ни один пограничник с поста не ушел, почти все погибли. Округ был расформирован, но мы его воссоздали.

- При ведении современной войны границы сохранили свое определяющее (сдерживающее) значение? - задала я вопрос, который волновал меня со времен "Бури в пустыне".

- Нельзя все войны мерить одним аршином. "Буря в пустыне" - это одно, война в Афганистане - другое, последние военные действия в Ираке - третье. Методы, способы, тактика и оперативное искусство совершенно разные.

- Но не кажется ли вам, что сейчас, когда есть точное оружие, поражающее с больших расстояний, границе отводятся несколько иные функции?

- Нет. В Беларуси есть комплексы С-300, С-200, истребители МиГ-29, Су-27, штурмовики Су-25 - нас так безмятежно бомбить, как бомбили Ирак, никто не станет. Это я к примеру. Ведь самое главное в другом: война - продолжение политики. Политика - продвижение интересов государства. Должны быть достаточно жесткие интересы. А их нет.

- Я вообще-то имела в виду, что сегодня за колючей проволокой от внешних угроз не укроешься. Отсюда вопрос: когда для Беларуси закончится эра проволочных границ?

- Она закончилась. Проволока осталась только на польском участке. Чтобы ее снять, надо иметь деньги. У вас есть деньги?

- Есть немного, но мне хотелось бы потратить их для своих целей. А сколько надо?

- Много: 400 км колючей проволоки, которая осталась со времен СССР. Чтобы ее снять, необходимо выделить технику, людей и средства. И потом еще нужно снова обустраивать этот участок. Поэтому придется подождать. Поезжайте на границу с Литвой - там все по-другому. А почему, кстати, возник этот вопрос? Меня вот что все время удивляет: мы никак не придем к общему знаменателю. Господин Шеремет, например, все время хочет, чтобы колючая проволока была. А вам она мешает!

- Почему вы решили, что Шеремет этого хочет?

- Так ведь, когда он приехал в Каменный Лог и не увидел там проволоки, сильно возмутился! А цивилизованное общество сегодня по-другому обустраивает границы, и мы к этому стремимся. Знаете, как обозначена граница между Францией и Германией? Достаточно условно (хотя все равно охраняется). Но вы как законопослушный гражданин должны дойти до пункта пропуска, а не шагать из Франции в Германию где попало. А г-н Шеремет желает видеть заборы, чтобы мышь не проскользнула! Я ему даже хотел подарить моток колючей проволоки, жаль, что он уехал.

- Скажите: а средств, которые нам выделили в ЕС, хватило лишь на демаркацию литовско-латвийского участка?

- К сожалению, только на часть границы. Мы втянуты в такие процессы, как нелегальный транзит и нелегальная миграция. Жители Индии, Пакистана, Вьетнама, Китая стремятся найти себе лучшие условия жизни на Западе. Едут через Беларусь. Второй момент - перемещение наркотиков.

- Почему белорусский транзитный коридор наиболее привлекателен?

- Самый короткий путь. Плюс хорошо развитая система коммуникаций. Если говорить о европейских деньгах, то нельзя сказать, что ЕС полностью построил нам всю систему демаркации. Мы начали за свои бюджетные средства: показали, что не собираемся ходить с протянутой рукой. Представители ЕС приехали посмотреть, а потом сказали: "Давайте мы вам поможем".

- Латвия высказывала опасения по поводу соседства с нами: якобы 100 тысяч афроазиатов ждут в Беларуси отправки на Запад.

- Вы правильно сказали: "якобы". Эта цифра постоянно меняется. Для Латвии и Литвы одно из условий для вступления в ЕС - четкое обозначение границ. По линии программы ФАРЕ им была оказана помощь. Но нужно и с нашей стороны границу укреплять. А мы и говорим: "Наши возможности по демаркации - 10 лет". Это явно не устраивает ни Литву, ни Латвию. Вот они и вышли на ЕС. После этого нам через программу ТАСIS начали оказывать помощь.

- То есть они пролоббировали наши интересы.

- Поддержали. У нас очень хорошие отношения с пограничниками Литвы и Латвии. Это отношения не взаимных улыбок, а решения вопросов. Мы участвуем в совместных операциях, совсем недавно принимали участие в совещании, которое проводилось в рамках Балтийского региона: впервые белорусские пограничники были в качестве приглашенных членов этого большого коллектива.

- Не так давно на ура проходили многочисленные соглашения об упрощенном режиме пересечения границы, а сейчас получается - все зря.

- Меняются времена. Раньше Литва и Польша были самостоятельны в решении многих вопросов, если помните, существовал безвизовый режим. Теперь все иначе. С Польшей мы тоже на пороге визового режима. Наверное, вы уже слышали: 10 евро - одноразовая виза, 50 евро - годовая. Конечно, с вхождением этих стран в ЕС многие договоры и соглашения будут изменяться. Но мы уже готовим новые - о взаимных поездках, о порядке пересечения границы. Планируем создать систему малых переходов (это понятие ЕС) для приграничного населения. Люди будут получать визу бесплатно либо за минимальные деньги. И смогут ходить 2 - 3 раза в день.

- И когда это станет реальностью?

- Думаю, к концу года сделаем.

- Как удобнее самим пограничникам: упрощенный режим на границе или строгий?

- Нам удобно так, как выгодно государству и приемлемо для граждан. Вообще слово "удобство" для пограничника не подходит. Солдату безразлично, в каком пункте пропуска служить.

- А я слышала другое: на польской границе ощущается прежнее понятие рубежа, а на прибалтийском и украинском участках - нет.

- Это стереотип: инженерные сооружения, пограничники в дозоре. 850 км прибалтийского участка мы охраняем совершенно иначе. Там есть пограничники, технические средства, радиолокационные станции, приборы ночного видения, у прибалтийцев - тепловизоры, кое-что другое, о чем не обязательно знать простым гражданам. Мы задерживаем на литовском участке очень большое количество нарушителей. Поэтому и отношение к нам в Европе позитивное. Ведь речь идет не о гражданах Беларуси, а о транзитниках (2 - 3 тысячи ежегодно!) и транзитных грузах. Так что работаем мы, мягко говоря, на Европу. Могли бы белорусы закрыть глаза и не видеть всего, что происходит? Могли! На Западе это понимают: мы уже закупили три мобильные заставы за деньги ЕС, и для участка украинской границы выделено 500 тысяч евро. Хотелось бы, чтобы понимание стало еще более конкретно материальным.

- Сколько денег вы получили от ЕС в целом?

- За последние 6 лет около 4 млн. евро. Но, надеемся, работа будет продолжаться: есть ряд проектов. Большие средства были выделены и на обустройство пунктов пропуска, все это по программе ТАСIS. На деньги из союзного бюджета построен пункт пропуска европейского типа в Новой Гуте.

- Чувство жалости пограничнику присуще? Я имею в виду то, что все эти незаконные мигранты часто просто несчастные люди, которые не могут прокормить свои семьи.

- Я согласен. Особенно жаль детей, когда их тащат через границу... Вообще ко всем этим людям мы испытываем чувство сострадания. Мы больше боремся с теми, кто из чужой трагедии делает бизнес. Недавно в Гродно закончился процесс: на срок от 4 до 6 лет осуждены организаторы нелегальных переходов - два гражданина Беларуси и один литовец.

- Но мигранты все равно будут искать способ уйти на Запад: ведь им некуда деваться! Даже если их всех ежегодно отлавливать, а организаторов судить и сажать, проблему не решишь.

- Поэтому мы и говорим странам Западной Европы: нужно определиться - ведь происходит фактически несанкционированное переселение народов! Нужны вам эти люди - давайте им визы. Не нужны - создавайте условия, чтобы к вам не стремились. Там тоже целый узел проблем, которые, друга за друга цепляясь, не позволяют его развязать: это и определенный статус, и постулаты демократических государств, которые должны выполняться. И заинтересованность в увеличении трудоспособного населения. Вы демографическую ситуацию знаете в этих государствах? Она сложная: очень много пенсионеров! Если бы эти страны не нуждались в дешевой рабочей силе, не было бы столько иностранцев на их территории!

- А как они попадают в нашу страну? Тоже нелегально или доступ для них из России прост?

- Разные пути. Они уезжают из своих стран под видом студентов, туристов, с визой для лечения, с фиктивными документами и тайно. Мы задержали грузовой "Мерседес". В накладной написано: товар - 150 чемоданов. А в 50 чемоданах - 50 китайцев! Мы этих людей почти всегда находим (о методах распространяться не будем). Однажды задержали автобус, который специально переделывался: между багажным отделением и салоном - люди. Все герметично закрыто от собачек: а внутри система воздухопитания, туалет. Они поэтапно пересекают границу. На всех этапах - организаторы, которые ищут подходы к пограничникам и милиции.

- Находят?

- Находят! Люди всякие бывают.

- Какие суммы взяток нынче в ходу?

- Одноразовый переход - 500 - 800 долларов, если система, с каждого нелегального мигранта по 500 - 800. Неплохо, но опасно: за это могут и убить. Когда мы задерживаем таких "бизнесменов", они очень сильно на нас обижаются! Вообще, это серьезный вид бизнеса со своей разведкой и контрразведкой. Поэтому мы в печати даем лишь обтекаемые данные, чтобы было неясно: где, что и как. Сведения от нас - это сигнал "SOS" для них. И со взяточниками боремся. Есть у нас такое понятие: операция "Чистые руки". За последний месяц задержали пятерых при попытке дать взятку пограничникам. Последний случай - 1.000 долларов в аэропорту Минск-2 за пропуск через границу в западном направлении. Пограничник вызвал наряд, и мы задержали этого гражданина. Еще 4 случая - на польском участке предлагали деньги за то, чтобы без очереди проехать. Арестовано, задержано и посажено в тюрьму за последние полгода 5 пограничников.

- А правда, что за 10 долларов можно получить 6 лет?

- Размеры взятки в законе не обозначены: поэтому, в зависимости от обстоятельств, и за 10 долларов можно сесть надолго. Я - государственный чиновник и не имею права обсуждать закон. Если он мне не нравится, могу изложить свои сомнения на бумаге и представить Президенту или парламенту. Кстати, это мы делаем.

- Как часто?

- Каждый год вносим предложения и дополнения. Не так давно переработали закон о государственной границе, в мае выходит комментарий к нему. Мы очень много занимаемся законотворческой деятельностью, это правда.

- А за что вам граждане могут сказать спасибо?

- За то, что мы по всей границе создали нормальные условия пересечения. От пограничника, как правило, очередь на пропускном пункте сегодня не зависит. Есть еще у нас проблемы: недостаточно на польском направлении пунктов пропуска. Есть 6 автодорожных пунктов, из них только два - для грузового транспорта ("Козловичи" и "Берестовица") и оба - в процессе реконструкции. Еще два пункта смешанного типа ("Брузги" и "Варшавский мост") тоже реконструируются. А "Домачево" и "Песчатка" - межгосударственные, только для граждан Беларуси и Польши.

- Какая сумма поможет все эти проблемы решить?

- Как минимум нужны еще 2 пункта пропуска (на каждый - 12 - 15 млн. долларов). Но это еще полбеды. Нужны дороги. На "Домачево" их нет. Там узкий участок дороги на протяжении 3 км - две легковые машины еле разъезжаются. Весь транспорт сегодня идет через Гродно, чтобы попасть в Брузги. Через "Варшавский мост" пересекают границу до 2 миллионов человек. Представляете, сколько машин следуют через Брест, забивая весь город? Нужны объездные пути, а это колоссальные деньги. И таможенный комитет, и мы, и Совмин постоянно в поиске: кто бы с нами поработал и помог? Понимание есть пока только у России.

- А некий Пограничный комитет Союзного государства еще существует?

- Вы так легковесно говорите об этом комитете!

- Я просто не знаю, чем эта структура знаменита, возможно, вы мне об этом скажете.

- В рамках комитета каждый квартал заседает совместная коллегия. Ежегодно принимаем решение, которое подписывают руководители пограничных структур обеих стран. Кроме этого, в союзном бюджете есть специальная строка "Обустройство границы" - именно под пограничный комитет. 70 процентов выделяет Россия, 30 процентов - мы. Деньги суммируются и идут на обустройство прибалтийского участка нашей границы и казахского участка российской. Не так все просто!

- Действительно. У нас 800 с хвостиком километров... Какова протяженность казахского участка?

- 7.000 км. Когда мы складываем деньги, у нас получается 600 млн. российских рублей. Половину получаем мы, половину россияне. Есть договоренность, на основании которой ФПС России покупает в Беларуси радиостанции, прицелы и приборы для паспортного контроля. А мы покупаем в России вездеходы (УАЗы) и авиационную технику.

- А разве наша автомобильная промышленность не может обеспечить вас техникой (это могло бы дать заводам госзаказ)?

- Очень сложно. УАЗы уже есть, и они нас устраивают. Хотя должен вам сказать, что россияне обратили внимание на наши

МАЗы средней тоннажности. Мы очень активно работаем с россиянами. Кстати, у нас в культурно-досуговом центре на пограничном факультете Военной академии побывал мэр Москвы Лужков. Он приехал по ходатайству - нашему и наших коллег. Подарил центру большое количество книг. Мы просили литературу познавательного плана: словари, справочники...

- Вы сами попросили себе подарок?

- Да. А что тут такого? Лужков спросил: что привезти в подарок, мы сказали: делаем библиотеку. Он и привез книги.

- А почему непальский консул купил нашим пограничникам катер?

- Он не один, а три катера подарил. Мне приходится по роду службы бывать на дипломатических раутах. На одном из них я познакомился с господином Махато Упендра, он почетный консул Непала - очень интеллигентный человек. Видимо, мои рассказы произвели на него впечатление. Я очень благодарен ему.

Заговорили о заставах. Павловский заметил, между прочим, что в последнее время пограничники всеми силами стараются избавляться от балласта: от тех, кто не понял, куда попал. У пограничников есть очень тонкий момент. Каждый человек на заставе выполняет боевую задачу, от каждого в отдельности зависит очень многое из того, что происходит на границе.

- В этом существенное отличие погранвойск от Вооруженных Сил, - сказал генерал. - Я-то сам из Вооруженных Сил! Там, если одна рота слабовата - не страшно, остальными все будет перекрыто. Здесь - каждый человек на своем месте. Подразделения на границе небольшие (от 12 до 60 человек), все друг другу должны доверять. Знаете, какое главное наше достижение? Мы возродили в офицерах-пограничниках гордость за свою профессию. На наш факультет очень большой конкурс, и родители все время просят взять их детей служить в погранвойска. Все дело в общем климате в войсках: в отношении к солдату, прапорщику. Мы стараемся делать так, чтобы все офицеры имели жилье, решаем проблему жилья и быта для солдат. На некоторых заставах они живут в помещениях по три человека. Содержим подсобные хозяйства, на каждой заставе 2 - 3 телевизора, видеомагнитофон для солдат. У нас в системе два госпиталя.

- Проблема Чернобыля, наверное, стоит достаточно остро? Ведь часть границы проходит по загрязненной зоне...

- Да. Каждый год на протяжении 4 последних лет мы проводим мониторинг по всей линии границы, где есть зоны загрязнения. Обязательно - медицинское обследование, где нужно - дезактивация. Сегодня у нас нет ни одного места с повышенным уровнем радиации, где постоянно находятся люди. Есть приборы контроля. Каждый, кто служит в этих местах, знает, какую дозу он получил (если это случается). Есть передвижная лаборатория, которая будет ездить по пунктам пропуска, можно "снять срез" и немедленно узнать результат. Мы взаимодействуем с чернобыльским комитетом. Помогает и МАГАТЭ. Собираемся строить реабилитационный центр для тех, кто проходил службу в этом регионе.

- В интервью "Независимой газете" на вопрос о том, стоит ли говорить о Союзном государстве, если не решен ряд таможенных вопросов, вы сказали: "Неэтично смешивать технологические вопросы с важной политической задачей". Сегодня вы того же мнения?

- Конечно. Создание союза двух государств состоит из разных процессов. Мы выполняем свои задачи на уровне пограничных ведомств России и Беларуси. Если все, кто радеет за создание союза, двинутся вперед, гораздо больше будет сделано. Ведь нет же у нас проблем по охране союзной границы! Вот карта "Решение на охрану границ Союзного государства". Это карта всего постсоветского пространства. Видите: как два борца стоят - спина к спине - Россия и Беларусь. Мы уверены, что наша спина защищена, а Россия должна быть уверена, что мы надежно защищаем ее.

- И Россия уверена?

- Если вы хотите, чтобы я похвастался...

- Накануне профессионального праздника это было бы уместно.

- Ладно. Если бы это было не так, думаю, Президент России не наградил бы меня орденом. Этот орден - за работу по созданию системы охраны границы союза. Тут все учитывалось: количество задержанных нарушителей границы, наркотиков, контрабанды и так далее.

- О чем вы чаще всего говорите в своих отчетах перед Президентом Беларуси? Об успехах в расчете на похвалу или о проблемах с надеждой обратить на них внимание и решить?

- Вопрос своеобразный... Можно я его переверну несколько в иную плоскость? Я говорю о том, как выполнена конкретная задача, поставленная передо мной. После этого докладываю об опасностях и угрозах, которые есть на границе, мы о них говорили. Потом - о том, что требует вмешательства Президента, приношу проекты указов, просьбы об оказании помощи по вопросам финансирования и доказываю, что это необходимо. Тут не только хвалебные реляции, а конкретно о выполнении задач. Ну и о том, что не здорово получилось.

Рассуждая о руководителях высокого ранга, мы неожиданно заговорили о Горбачеве. Генерал Павловский меня удивил повышенной эмоциональностью

: - Господин Горбачев мог говорить красивые и якобы умные вещи, на самом деле он - бездарный человек!

- Вы не слишком категоричны?

- Нет! Этот человек не сделал элементарного: не удержал власть, которая была ему дана. Если он не мог этого сделать или не хотел, нужно было написать рапорт и уйти.

- Может, всему виной несоответствие желания, возможностей и умения абстрагироваться от влияния близких?

- Чисто женская логика, - отрезал мой собеседник и глянул сердито.

- Может быть, - я решила уйти от щекотливой темы, полагая, что Горбачеву и без нас за последние годы досталось. - Давайте все же задам вам один вопрос, из тех, что мне поручили читатели. Он от пятиклассницы, несекретный. Наказывают ли служебных собак на границе? Если да, то как это происходит: перед строем или кулуарно?

- Собаке показывают, что она не права. Если неправильно задержала нарушителя, кинолог с ней разговаривает, заставляет сделать все снова и правильно (ни в коем случае не прилюдно - собаки строй не любят). У нас в Сморгони есть центр подготовки кинологов, так что специалисты грамотные. А служить мы берем различного рода овчарок, русских спаниелей (для поиска наркотиков и контрабанды) и лабрадоров - это очень хорошая порода, они умеют все, что должна уметь пограничная собака.

- Такс не принимаете? Они смогли бы пробираться в самые укромные места (это норная собака) и искать "упакованных" в автобусы незаконных мигрантов.

- Спасибо за предложение. Попробуем проверить ваше "ноу-хау", но таксы - злые собачки, а в пограничных войсках служат в основном добрые - и собаки, и люди!

Идеальный чиновник -

это в первую очередь специалист своего дела. Чиновник, которого ценит руководство, любят и уважают подчиненные. А сам он критично относится к себе и умеет делать выводы из негативных и позитивных моментов своей жизни.

В ведении Комитета пограничных войск

37 автомобильных, 19 железнодорожных,

7 авиационных пунктов пропуска на Государственной границе, 8 погранотрядов, тыловая техническая база обеспечения, учебные подразделения по подготовке кадров.

Общая протяженность Государственной границы Республики Беларусь - около 3.500 км. Участок границы с Латвией - около 170 км, с Литвой - около 650 км, с Польшей - около 400 км, с Украиной - более 1.000 км, с Россией - более 1.200 км. На границе с Российской Федерацией нет физического присутствия соединений и частей пограничных войск Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter