Наши дети и ненужные вопросы

Поговорите с ними

Есть у многих родителей такая традиция – допытывать каждый день своего ребенка о том, как день прошел: какую кашу и котлету давали на обед, что происходило на прогулке. Я точно такая же — каждый день пытаюсь понять, есть сегодня или нет у моей пятилетней дочери намерения рассказать мне о проведенном в детском саду дне. Но порой ее «джинн общительности» из кувшина не выпускается. Характер, несмотря на совсем юный возраст, у ребенка уже проявляется твердый. 

psychbook.ru

Часто эти самые родительские допросы доводится краем уха слышать на улице и в транспорте. Картина бывает порой забавнейшая. Малыш бегает, активность его зашкаливает, а взрослые загоняют его в угол и выпытывают: «Матвей, иди сюда! Ты хоть поел? Поспал? А с кем сегодня играл?» И тишина в ответ или в лучшем случае краткое: «Суп. Да. Ни с кем». Ну нет у дошкольника, как у взрослых, потребности в отчетности вообще, а в частности и тем более по таким мелочам, как меню, режим работы сада, коллектив детей-друзей. Пространство ведь это его, личное. Он не работать туда ходит, а играть, общаться. Хотя некоторые педагоги дают совет: в моменты адаптации (и не только) говорить ребенку о том, что раз мы, родители, на работе, то и ты, малыш, в сад пришел поработать. Так, говорят, легче переносится отсутствие мамы и папы. Наработался, Матвейка? Вечером, будь добр, подай отчет в краткой форме родителям.

Ох уж эта тревога за детей… Прямо как в песенке из сказки «Лев ушел из дома»: «А взрослые с опаской следят за каждой сказкой: «Не верьте фантазерам!» — говорят». Контроль над чадом бывает настолько тщательным, что иногда переспрашиваешь: «А это нормально?» Например, мой сосед с куда более солидным, чем мой, родительским стажем каждое утро фотографирует лист меню в столовой школы младшего сына, чтобы в конце дня проверить строго по списку, съел малыш то или иное блюдо или забыл… Это для него, суперпапы, уже стало ритуалом. На мой взгляд, совершенно излишним.

А какой мегабизнес развился для особо беспокойных мам-пап в виде умных GPS-часов, радионянь, устройств с тревожной кнопкой! Безопасность ребенка, понятное дело, должна быть на первом месте. Но многие родители подогревают спрос на эти игрушки скорее для удовлетворения собственного любопытства, ради организации детективной слежки только по той причине, что есть теперь такая техническая возможность. Давно уже доказано, что девайсы контроля могут разрушить взаимопонимание, вызвать у повзрослевшего ребенка агрессию плюс сформировать у него низкую самооценку. 

Как найти ту самую золотую середину, чтобы не вторгаться в личное пространство маленького человека? Пытаюсь в перерывах между домашними заботами больше узнать о том, почему родительского монолога так много, а диалога «дети-родители» — мало. Давно проверенная идея Юлии Гиппенрейтер и других детских психологов: не проводить дежурных допросов и прямых интервью, а задавать в семейном общении открытые вопросы типа: «Давай угадаю, что делала сегодня?» или «Какая игра в саду была самая веселая?» и т.п. Уверена, основной секрет хорошей коммуникации с детьми кроется не в видоизменении опросника, а в переключении на игру, причем в благоприятном микроклимате, атмосфере уважения. В возрасте 5 лет человечек испытывает огромную потребность в любви, но отнюдь не в удушающей. 

Ребенок только учится любить сам и отдавать любовь другим. И по закону бумеранга через некоторое время могут вернуться родителю в детях его же раздражительность, недоверие, фальшь, «покупки» внимания разноцветными игрушками и сладостями. Неудивительно тогда, почему прямые допросы воспринимаются пятилеткой в штыки… А ведь с искренним общением у них так мало общего.

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter