Об эгоизме собственников квартир

Поговорим по-соседски

Далеко не все обладатели приватизированного жилья в полной мере осознают, что право собственности — это не только материальный актив, но и серьезная ответственность. Речь даже не о том, что жильцы многоэтажек должны следить за надлежащим содержанием общего имущества — подъездов и прочего. Кое–кто до сих пор не понимает, что неполадки в его квартире, создающие проблемы соседям, могут обойтись собственнику–эгоисту очень дорого. Интересно, поможет ли исправить ситуацию принятая недавно Правительством Концепция совершенствования и развития жилищно–коммунального хозяйства до 2025 года?

Психология страуса (или, если хотите, мужика, который не перекрестится, пока гром не грянет) в сфере ЖКХ, пожалуй, в большей мере присуща и некоторым представителям старшего поколения, до конца не смирившимся с новыми экономическими реалиями, и инфантильным личностям, привыкшим перекладывать свою ответственность на других. Пример из личной практики. В первый день 2018–го ванная комната в квартире оказалась залита: сосед сверху принимал ванну... Оказалось, ему пару дней назад славные сантехники заменили в квартире систему водоотведения, однако первая же серьезная нагрузка выявила брак. Казалось бы, схема действий в подобной ситуации проста: вызывается аварийная служба, которая либо устранит недостатки, либо временно перекроет коммуникации, чтобы в будний день бракоделы все исправили. Ан нет, сосед отказался вызывать аварийку, потому что за это придется... еще раз заплатить!

Логика 40–летнего cоседа поразила: дескать, пусть тот, кого заливает, и вызывает специалистов. То есть человек не понимает, что испорченное имущество в чужой квартире, залитие стены в подъезде и затраты на услуги сантехников — это именно его проблема, потому что именно его жилье является источником потопа. Удивила также позиция парочки других соседок–собственниц: мол, о содержании коммуникаций обязан заботиться ЖЭС. Видимо, эти милые пенсионерки пока не сталкивались с серьезными проблемами во взаимоотношениях с соседями. Значит, все еще впереди, если последние окажутся принципиальными и потребуют возместить ущерб через суд. Безответственным собственникам, возможно, также предстоит узнать, что в КоАП есть статья 21.16 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». В правилах же, напомню, записано, что при обнаружении неисправностей, угрожающих имуществу проживающих в доме граждан, требуется незамедлительно принимать меры к устранению проблем и сообщать о дефектах соответствующей аварийной службе. Проигнорировал — штраф от 10 до 30 базовых величин.

Часто и, как правило, за дело критикуемые организации ЖКХ, несмотря на несовершенство системы в целом, все же стараются наладить эффективную двустороннюю связь с жильцами. К примеру, в Минске с ноября 2015 года работает единая диспетчерская служба ЖКХ 115: только озвучь проблему — ее постараются оперативно решить, да еще и выполнение заявки проконтролируют. Позже аналогичные службы были созданы в Витебске и Борисове, а в Минжилкомхозе считают возможным распространить такую практику в крупных городах до конца 2018 года. Раз есть сервис — пользуйся им на здоровье, избавляй от проблем себя и других. К тому же аварийная служба не потребует деньги сразу, а документально оформит факт оказания услуги, чтобы впоследствии включить сумму в жировку. У собственника квартиры будет достаточно времени для предъявления претензий к нерадивым исполнителям. Что же мешает действовать именно так? Жадность, недальновидность или элементарное невладение ситуацией и необходимыми знаниями? Скупой, как известно, платит дважды, а вот с дремучестью можно и нужно бороться информационными методами.

Вот почему интересно содержание свежепринятой Концепции совершенствования и развития ЖКХ страны до 2025 года. Напомним, что Президентом перед Правительством и местными органами власти были поставлены конкретные задачи по решению имеющихся проблем, среди которых — усиление контроля за эксплуатацией жилищного фонда. И в концепции говорится о планах по созданию и развитию школ коммунальной грамотности. А также об обеспечении доступности информационных ресурсов для всех потребителей ЖКУ, в том числе путем создания на всех уровнях справочно–диспетчерских служб и интернет–порталов. Кое–что в этом направлении уже сделано: работает портал коммунальной грамотности населения. Но этого, видимо, все же мало. Нужно издавать разъяснительные брошюры, плакаты, снимать телевизионные ролики, проводить собрания жильцов с рассмотрением типичных проблемных ситуаций... Словом, активизировать работу, направленную на то, чтобы собственники наконец–то стали полноценными и ответственными хозяевами своих квадратных метров.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter