Поговорим о странностях любви

Cегодняшний гость «СБ» народная артистка Беларуси Белла Масумян

Сложная все–таки штука — жизнь человеческая. Кто мы, люди, — продукт планетарной эволюции или подобие Бога на Земле? Что отличает нас от «братьев наших меньших»? Разум? Любовь? Творчество? Все вместе? Тогда что было сначала? И как понять притчу об Адаме и Еве, первородном грехе и их изгнании из рая? Тысячи сюжетов придумали люди, чтобы постичь феномен романтической любви, рассказывая истории о женщинах и мужчинах, ревности и преданности, благородстве и коварстве. В Русском театре на эту тему идет недавно поставленный утонченный спектакль режиссера Бориса Луценко «Уходил супруг от супруги». Главную роль в нем играет народная артистка Беларуси Белла Масумян, сегодняшний гость «СБ».


— Белла Амовна, на ваш взгляд, мужчина и женщина — это сущности с разных планет или две половинки одного целого?


— За всю свою историю человечество не нашло этому феномену достойного объяснения, а вы хотите получить его здесь и сейчас? Не выйдет! Да, спектакль поставлен, и что? Разве мы нашли формулу семейного счастья? Нет! Человек, наверное, должен ставить планку смысла бытия выше повседневной обыденности, повышая ее по мере своего развития. Да вот только всегда ли это происходит? Увы, довольно редко. Быт засасывает, а «квартирный вопрос и вовсе портит людей», как иронично заметил Булгаков. Отвечая же на ваш вопрос о двух половинках, скажу, что самое главное в жизни — это состояние гармонии или, по–другому, любви. Достичь такого состояния в одиночку, на мой взгляд, труднее, чем вдвоем.


— Но вы так блистательно доказали обратное, играя ту самую супругу, от которой уходил супруг. Она всю жизнь ему посвятила, а в результате он от нее уходит. То есть ее жертва оказалась напрасной и ненужной?


— Все не так! Моя героиня — не жертва. Так видят другие, но для нее самой — это любовь, принявшая такую необычную форму. Ведь он пришел с войны израненный, изломанный, больной. У них во время блокады Ленинграда погибает единственный сын, и они остаются одни. Нет тут с ее стороны никакой жертвенности, она так живет: читает хорошую литературу, встречается с интереснейшими людьми, ходит с мужем в театры, музеи, на элитные приемы... Где тут жертвенность?


— Но в конце–то все равно происходит трагедия?


— Да, трагедия! Только заблудились–то по жизни они вдвоем. Нет тут вины кого–то одного. Люди несовершенны. Страсть между мужчиной и женщиной вспыхивает ярко, но вечно гореть этот костер не может. Думаю, что через пять лет Ромео и Джульетта стали бы при благоприятных обстоятельствах нормальной семьей с ее бытовыми проблемами: распашонками и подгузниками, тещей и свекровью, друзьями и выпивкой, ревностью и ссорами. Нельзя все время летать, приходится садиться на нашу грешную землю и находить любовную гармонию уже в другом, и это другое ничуть не слабее страсти.


— Борис Луценко переименовал спектакль. Почему?


— Во–первых, мы недостаточно стары, чтобы играть спектакль с авторским названием: «Уходил старик от старухи». Во–вторых, драматург Злотников написал дилогию, первая часть которой называлась «Пришел мужчина к женщине». Если бы ее ставить целиком, то тогда и вторая часть логична и понятна. Поэтому вариант «Уходил супруг от супруги» наиболее точен. Одна моя знакомая и вовсе порекомендовала назвать спектакль «Уходил любимый от любимой», но это было бы уж слишком смело. Да и в своей сути этот спектакль призывает зрителей научиться не ломать себя в угоду даже самым любимым людям. Сегодня каждый понимает, что может жить совершенно отдельно. И не пропадет.


— То есть мир изменился и к гегемонии мужчин возврата нет?


— Мне так нравится, когда я узнаю, что та или иная женщина стала военным министром, премьер–министром или президентом. Это — правильно. В генетике женщины заложено стремление обезопасить свое жилище и свою семью, обустроить территорию, навести порядок и сохранить внутри рода мир. Мужчина талантлив, но он иногда настолько завоеватель, что не замечает перед собой пропасти.


— А что зрители говорят после спектакля, во время ваших знаменитых «посиделок»?


— Да, после спектакля мы разговариваем, хотя смысла большого в этом нет. Не успевают люди после такого эмоционального напряжения тут же все осмыслить и красиво сформулировать. А вот письмо я действительно от зрительницы получила. В нем обнаружилось смятение души молодой девушки, которая писала, что она ничуть не похожа на мою героиню и ничего подобного в ее жизни нет и не будет, но некое предчувствие беды, предчувствие опасности у нее почему–то возникло. Что произошло? Просто эта девушка впустила в себя поставленную спектаклем проблему, и это самое большее, что доступно искусству.


— В актрисах, когда они играют такие роли, кто берет верх: женщина или лицедейка?


— Хорошая актриса — это сплав. Конечно, перед каждой ролью я стремлюсь понять ту женщину, которую надо будет представлять в спектакле, понять ее поступки, их истоки и всю ситуацию, которая вокруг нее развертывается. Плюс я сама со своим жизненным опытом плюс партнер, с которым придется играть, приспосабливаясь к созданному им образу. Женщина–актриса, тут ничего не поделаешь, напитывается своими героинями, во всяком случае, они из нас просто так не уходят, хотя и не так уж сильно влияют.


— Существуют ли идеальные семьи?


— Да, существуют. Такой была семья, в которой я родилась. Папа — военный летчик, мама — врач. Никогда не слышала от родителей ни одного грубого слова. Они просто не ругались, ни между собой, ни с соседями, ни с кем. Отпраздновали свою золотую свадьбу, и потом, через два года, отец ушел из жизни. Мама боготворит его до сих пор...


— И какой из всего вышесказанного вывод?..


— Главное — не надо врать ни себе, ни другим! Попытайтесь в своих отношениях быть правильно друг другом понятыми. Тогда, наверное, супруги станут реже уходить друг от друга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter