Поговорили и... разъехались

В Санкт–Петербурге завершилась встреча лидеров «большой восьмерки»
В Санкт–Петербурге завершилась встреча лидеров «большой восьмерки»

Перед петербургским саммитом много говорилось о том, что западные лидеры готовят Владимиру Путину неприятные сюрпризы, готовясь поднимать такие вопросы, как ситуация с правами россиян, свобода СМИ и централизация власти. Создавалось впечатление, что президенты и премьер-министры съезжаются со всех концов света, чтобы обсуждать внутренние проблемы этой страны, а вовсе не международные дела. Не знаю, может, это СМИ так исказили картину или мировые политики с умыслом поднимали эти темы накануне, чтобы не везти в Санкт–Петербург, но в городе на Неве все стало на свои места. Обострившийся кризис на Ближнем Востоке, дебаты вокруг иранской и северокорейской ядерных программ сделали для всех очевидным, какие проблемы являются для международного сообщества первоочередными, а какие нет.

На заключительной пресс–конференции В.Путин с видимым удовольствием констатировал, что встреча была удачной, и подчеркнул, что G8 становится более открытой, видимо, имея в виду приглашение к дискуссии представителей других крупнейших государств мира — от Китая до Бразилии. В какой–то момент встреча стала напоминать заседание альтернативного, «большого Совета Безопасности» (в Стрельне побывали главы государств — постоянных членов Совета Безопасности плюс те, кто претендует на этот статус). В этом и заключалось главное преимущество неформального клуба перед ООН, где до сих пор спорят о реформе организации.

Максимально широкое представительство позволяло браться за самые серьезные вопросы. Лидеры стран «восьмерки» поддержали решение о возвращении иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности и призвали КНДР возобновить свое обязательство по соблюдению моратория на запуски ракет. На финальной пресс–конференции российский Президент дал понять, что все три дня саммита вниманием участников владела тема, не предусмотренная повесткой дня, — конфликт в приграничных областях Израиля и Ливана. Приглашенный в Стрельну генсек ООН Кофи Аннан поведал журналистам, что Совет Безопасности будет рассматривать проект по размещению миротворцев на границе между двумя государствами. Правда, для этого нужно еще заручиться согласием сторон.

Единственная неудача Москвы не имеет прямого отношения к саммиту, хотя события разворачивались в то же время и в том же месте. Речь о том, что США так и не дали согласия на вступление России в ВТО, хотя само событие анонсировалось в прессе. Российские аналитики называют американское решение политически мотивированным, своеобразной компенсацией тем силам в Вашингтоне, которые призывали Буша вообще не ехать в Санкт–Петербург или по крайней мере публично раскритиковать Кремль.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter