Мальчик четыре часа кряду просидел в гаджете, отец даже глазом не повел

Поговори со мною, папа

Не люблю занудство и пресекаю себя каждый раз, когда кого-то хочу научить жизни. Из этой оперы анекдот: после нотаций, адресованных ребенку, надо подойти к зеркалу и сказать: «Тебя это тоже касается!» Смешно и мудро, не правда ли? Но в некоторых случаях бывает совсем не до смеха. Ехала в маршрутке, путь из Минска неблизкий — около трехсот километров, без малого четыре часа дороги. Шопенгауэра я тоже не читала — по сторонам смотрела, с попутчицей парой слов перекинулись, блокнот пролистала, к интервью подготовилась, бутербродом подкрепилась, поговорила по телефону, вздремнула, может быть… 

И заприметила попутчиков по правую сторону. Мальчишка лет двенадцати, около окошка папа солидной внешности. Как думаете, чем они занимались все эти праздные четыре часа? Даже словом не обмолвились. Мальчик, поудобнее расположившись, сразу же воткнул в уши наушники, достал огромный телефон и включил любимую игрушку. Исхудавший, прыщавый, издерганный, с нервным тиком, дрожащими пальцами изо всех сил парнишка давил на ни в чем не повинный сенсор, будто это он не срабатывает и мешает огибать препятствия, ловить бонусы заветного виртуального мира.

Папа тем временем сладко спал, раскинув широкие плечи под изголовьем мягкого кресла. Когда проснулся, тоже уставился в гаджет сына, чтобы направить на путь истинный. Но не сына, а ту виртуальную игрушку, которой неистово мчаться мешали какие-то препоны. 

Вот так. А потом мы жалуемся, что дети избалованны, не слушают родителей, не читают книг, не хотят учиться, грубят, отсылают подальше, потому что за игрушками некогда. Всё это ведь происходит с нашего молчаливого согласия, из-за нашего равнодушия — именно оно порождает самые ужасные преступления на свете. Ребенок, который с трясущимися руками на экране творит что попало, вполне ведь потом может перепутать виртуальную жизнь, где, если что-то пойдет не так, действие можно отменить сочетанием клавиш Ctrl+Z, с реальной, где уже ничего, в том числе и самое ужасное, не изменишь.

Не впервые звучит мысль, что зависимость от компьютерных игр сродни пристрастию к наркотикам, алкоголю и азартной мании. В прошлом году Всемирная организация здравоохранения в список заболеваний как психическое расстройство внесла зависимость от компьютерных игр. В Китае, например, чтобы бороться с подобной проблемой, созданы специальные учебные лагеря, куда отправляют игроманов. Там для них армейские условия, строгая дисциплина, занятия проводят бывшие военные. Вместе занимаются музыкой, танцами, учатся бытовой жизни.

В чужом глазу видим соринку, в своем и бревна не замечаем. Уверена, если мой попутчик прочтет эти строчки, никогда не подумает, что это про него. Так и в жизни: это не про нас, с нами такого не случится, мой ребенок особенный — тешим себя иллюзиями. Только вот не всегда они имеют под ногами почву. Молодой человек, пришедший в торговый центр с бензопилой, тоже для кого-то был особенным. Как и подросток, учинивший резню в школе. Скорее всего, их шокирующие поступки тоже произошли с молчаливого согласия взрослых, а точнее, из-за их равнодушия.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter