В Светлогорском районе экс-директор КСУП «Прогресс-Агро» нанимал пастухов из других регионов. Почему?

Погорел на пастухах – наемниках

В Светлогорском районе экс-директор КСУП «Прогресс-Агро» нанимал пастухов из  других регионов. Почему?
В СВЕТЛОГОРСКОМ районе экс-директор КСУП «Прогресс-Агро» Сергей Ф. нанимал пастухов… из Столинского и Брестского районов. Весной-летом платил каждому в среднем ежемесячно более 16 миллионов рублей. И это при том, что средний заработок в хозяйстве составлял чуть больше 4 миллионов. Тем самым, по заключению Жлобинского межрайонного Комитета госконтроля, руководитель причинил предприятию ущерб на 116 миллионов рублей. Деньги позже вернул из собственного кошелька, а жители Брестчины в светлогорском хозяйстве больше не работали.


Что же толкает руководителей платить хорошую зарплату приезжим, а труд местных игнорировать?

В СОСНОВОБОРСКОМ сельсовете пояснили, что в «Прогрессе-Агро» руководители менялись едва не каждые полгода. По словам замдиректора по производству Андрея Волкова, у последнего директора на первом месте стояла продуктивность дойного стада:

— В хозяйстве три фермы на две с половиной тысячи голов. Скот временно перевели на круглосуточное содержание в поле. Пастухи должны были следить за коровами сутками. Но местные не проявляли к этому занятию особого интереса.  А те из них, кто все же соглашался, относились к ней безответственно. В хозяйстве штат операторов по доращиванию скота примерно 20 человек. Но есть в их числе и те, кто любит к рюмке приложиться, причем в рабочее время. Только за последний год за нарушения дисциплины уволили двоих, — уточняет Андрей Волков. 

Бывший руководитель не работает с конца октября — его уволили. Сейчас исполняет обязанности директора КСУП главный зоотехник.

Корреспондент «СГ» связался с уволенным Сергеем Ф.  и задал вопросы: зачем же было нанимать гастарбайтеров с Брестчины, почему не нашел их в Светлогорском районе? 

— Собирался окончательно выйти из убыточного  положения, — делится соображениями  Сергей Ф. — Руководители других хозяйств хвалили пастухов из Брестского и Столинского районов. Нанял их, и работа стала налаживаться. Для меня это было главным, а не их место жительства.

В наемных бригадах каждый четко знал свои обязанности. Главный наблюдал за дисциплиной: чтобы не выпивали, не шатались без дела. И строго наказывал за ослушание. Поэтому все было четко, без пьянок и прогулов.

Приезжим работникам хозяйство давало служебное жилье. Удобства минимальные: без ремонта, только чтобы приготовить еду и помыться. В поле условия тоже спартанские — ночевали в вагончиках. У бригады была своя легковушка, которую заправляли дизтопливом в хозяйстве. Сергей Ф. сожалеет о том, что не оформил это документально, не заключил договор: «Но у меня не было ни экономиста, ни бухгалтера со специальным образованием». 

В целом свою вину он не признает и считает, что нанимал шабашников по закону. Однако обжаловать решение КГК не стал. От уголовной ответственности его спасло то, что вовремя выплатил причиненный сельхозпредприятию ущерб:

— Взяли кредиты в банке, часть денег одолжили родственники. Теперь, когда все так обернулось, возвращаюсь на малую родину. Это наше совместное с женой решение. Уезжаю из района, хочу достроить дом. И, конечно, найти работу. В сельское хозяйство больше не вернусь. 

Сергей Ф. работал в сельхозпредприятиях Минской и Гомельской областей. Награжден грамотами за успешные показатели. Директором КСУП «Прогресс-Агро» его назначили в апреле 2014 года. По его словам, убытков в хозяйстве было на 400 миллионов рублей. На начало октября этого года они сократились до 40 миллионов. Во многом благодаря успешной реализации молока, которая за 10 месяцев 2015-го выросла на 120 процентов к уровню прошлого года. За счет прибыли и платил высокие зарплаты приглашенным работникам.

Но имел ли он законное право «раздувать» их до 16 миллионов рублей?

Бывший руководитель говорит, что в месяц от сданного молока выручка  составляла более миллиарда рублей. И было за что платить хорошую зарплату.

В каких еще хозяйствах подрабатывают гастарбайтеры и на каких условиях? Немало их занято в Гродненской, Минской и Гомельской областях. В основном на строительных работах. Многие работники прибывают на объекты все из того же Столинского района. Вообще, с Брестчины на заработки выезжают целыми бригадами.

В частном предприятии «Славмол», что в агрогородке Азделино Гомельского района, две бригады из Столинского и одна из Гомельского районов. 15 человек ремонтируют крышу на МТФ «Роги», канализацию на МТФ «Рассвет», кошары на МТФ «Рудня-Телешовская», устройство кормового стола на МТФ «Тереничи».

Вячеслав С. из Давыд-Городка — бригадир. Сейчас в его подчинении в частном предприятии «Славмол» шесть человек, все в основном из родного Столинского района:

— Набираю бригаду сварщиков или кровельщиков. Главное условие — не злоупотреблять спиртным. Добраться на объект, который в трехстах километрах от родного дома, не проблема: сели в машины, и через несколько часов уже там.

Вячеслав договаривается в большинстве случаев с сельхозпредприятиями и без посредников. Так выгоднее и надежнее. Рабочий день зависит от светового — в среднем по семь-восемь часов. «И по срокам нет ограничений, но все в рамках разумного. Чем больше сделаем, тем выше зарплата», — уверяет он. Где живут? Съемное жилье предоставляет сельхозпредприятие. Это бывают и усадьбы с отоплением и горячей водой. Вспоминает, что однажды в Краснополье ночевали в школе.

Заместитель директора по строительству частного предприятия «Славмол» Дмитрий Дудашенко поясняет, что с каждой бригадой заключают договор-подряд. Расценки на конкретный вид работы утверждены Министерством строительства и архитектуры и изданы в специальных сборниках. Зарплата в месяц — от трех до восьми миллионов рублей.

— Пробовали нанимать рабочих из местных, увы, производительность и качество их труда хромают. Главное для них — получить деньги. А полешуки держат марку, так как знают: если схалтурят, их больше на объект не позовут. Количество рабочих в пиковые дни доходило до пятидесяти человек, — подытожил Дмитрий Владимирович.

Покрасить забор или же отремонтировать крышу по запросу хозяйства может почти любая строительная фирма. Но - невыгодно, поясняет заместитель начальника управления по строительству Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Александр Сапосенков. Часовая тарифная ставка в сельхозпредприятиях гораздо ниже, чем на фирмах. Зачастую она составляет это от 5 до 7 тысяч рублей, в то время как на фирмах в этом регионе от 47 тысяч.

КОММЕНТАРИЙ

Главный специалист Жлобинского межрайонного КГК Сергей ГАЙКОВ:

— Пастухов – а их было 17 человек — руководитель нанимал по договору субподряда. Одним словом, как бригаду гастарбайтеров. Но почему тогда не на постоянную работу? В то время как местные досмотрщики скота работали по контракту, с оформленными трудовыми книжками. 

Зарплату директор также переплачивал. Вместе с бухгалтером и экономистом хозяйства посчитали, сколько было получено молока, какие при этом привесы по той группе молодняка, которую пасли приглашенные пастухи. Оказалось, что за привесы и заработанное ими молоко он платил гораздо больше, чем по расценкам, утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Примерно в три раза выше.   

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter