Погоня за .... проблемами?

Казалось, за два последних года страна «обкатала» итоговое централизованное тестирование.

Казалось, за два последних года страна «обкатала» итоговое централизованное тестирование. Даже возникали предложения уже в этом году полностью отказаться от выпускных экзаменов в школах и выпускной провести в конце мая. Практически готовы были правила приема в вузы, и вдруг… Длинные дискуссии, расширенные заседания, появление информации о перечеркнутых обсуждаемых ранее правилах приема в вузы, об отказе от платного тестирования, о возвращении выпускных экзаменов в школы…

Сегодня состояние выпускников и их родителей – как в игре в настольный теннис: шарик налево, шарик направо…

Впечатление такое, что мы искусственно создаем проблему не в пользу учеников, не в пользу реформируемой системе образования.

Министерство образования представляет государственные интересы и в ответе за тот продукт, который готовит система образования республики. Именно оно задает стандарты, и именно оно должно отслеживать (проводить мониторинг) качества выполнения и соблюдения стандартов. Условия проведения мониторинга весьма простые: контроль должен проводиться не в стенах учреждения, которое выполняет функции обучения, и он должен быть объективным.

К чести нашего министерства, мы смогли из множества способов аттестации, экзаменов внешних и внутренних, срезов различных уровней, письменных и устных, остановиться на самом объективном способе оценки качества выполнения государственных стандартов учащимися школ, гимназий и лицеев – едином централизованном тестировании. Именно оно позволило минимизировать субъективизм в оценке результатов достижений учащихся. Это приняли выпускники и их родители, учителя, коллективы школ всех регионов республики.

Больше всех «переболеть» пришлось школам. Мы ведь сами учили, сами и оценивали качество собственного продукта. Оценивали, как нам казалось, правильно. Было больше золотых и серебряных медалистов, а стало меньше. Серьезно? Нет. Просто слабых медалей не стало.

Но выдвигая аргумент в «защиту» детей, возвращая выпускные экзамены в школы, допускается серьезная ошибка. Только независимый аудит в форме централизованного тестирования на выходе из школы избавит всех от субъективизма — и учителей, и детей, и высшую школу, и государство.

Университеты последними полностью доверились результатам централизованного тестирования и согласились принимать абитуриентов без внутренних приемных экзаменов. Любопытно, что вузы, которые первыми приняли абитуриентов по сертификатам, отмечают хорошее качество их подготовки, желание готовить себя и к практической, и к научной деятельности. Предлагаемый в «первом чтении» способ приема абитуриентов не только лишен субъективных показателей, но и всевозможных криминальных недоразумений и случайностей, он намного проще и дешевле в организационном и финансовом плане.

Главная забота вуза – подготовить качественного специалиста. И, конечно, вызывает удивление, когда отдельные представители высшей школы настоятельно рекомендуют учителям, как учить, чтобы не «натаскивать», сколько и какие сдавать экзамены, что лучше школе – централизованный тест или выпускной экзамен. Как-то стала в нашем обществе культивироваться мысль о том, что в школьных делах все доки. Как же, я с

40-летним стажем и ученой степенью не могу сообразить, что такое оценка 7, 8, 9, особенно 10? А детвору и студенческую молодежь это устраивает! Даже профессиональный школьный математик, работающий с одаренными детьми, не представляет, как улучшился внутренний мир многих нормальных детей в простых классах после объявления всех школьных оценок положительными! А как здорово, что постепенно уходит в прошлое школьный второгодник!

Пусть не обижаются на меня заслуженные в своем деле профессионалы, титулованные руководители, но школа – это уже давно не ваш опыт. Школу вы помните с дальности своих лет, с моментов учебы собственных детей, а то и внуков. Наверное, будет правильно выслушать тех, кто все это делает сегодня, притом вполне успешно.

И еще. Платное тестирование надо оставить. Родителям не жалко небольших денег для своего ребенка. И при чем здесь «нарушение принципа справедливости»? Родители помнят, как дорого обходилось поступление во времена, когда они учились: расходы на переезд в город, где расположен вуз, проживание в общежитии и питание во время вступительных экзаменов… Если сложить, выходит раз в десять больше, чем сегодня, т.е. результат новых условий поступления.

Выражается тревога: дети много пропускают во время весеннего потока тестирования. Но, уважаемые коллеги, четвертая четверть и предполагает подготовку к выпускным экзаменам. И что плохого, если выпускник в четвертой четверти будет не в классе, а в пункте тестирования?

В то же время почему у нас не болит сердце за то, что, единожды тестируясь, выпускник может получить низкий балл из-за случайной ошибки. Если мы понимаем, что у выпускников самая сложная стрессовая полоса, так давайте сделаем ее мягкой, с несколькими степенями защиты психики ребенка. Лишь мысль о том, что он через месяц может пересдать тест, уменьшает стрессовую нагрузку и повышает эффективность получения объективно высокой оценки.

Средний балл аттестата сыграет свою роль на отведенном ему четвертом месте. Так было всегда «…при прочих равных условиях». И всегда вес балла зависел от школы, от учителя, от самого ученика. Надо ли из-за этого снижать планку качества в гимназиях и лицеях? Конечно, нет. Выпускники учреждений нового типа получат свой высокий балл на централизованном тестировании. В будущем при переходе республики на профильное обучение данный вопрос также будет решаться.

Очень важно своевременно принять правильное решение. Оно, решение, все-таки потом принимается, но теряется время, растягивается режим обсуждения проблемы, который отвлекает от главной темы и распыляет взгляды, силы, убеждения. А это главная причина того, что государственная политика, идеи Министерства образования оспариваются даже после их принятия. И кажется некоторым, что реформа не идет… Реформа идет и идет нормально!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter