Погибшие ничего не расскажут

В микроавтобусе гремела музыка. Сидящая в салоне компания из шести человек эмоционально обсуждала...

В микроавтобусе гремела музыка. Сидящая в салоне компания из шести человек эмоционально обсуждала нюансы предстоящего веселья. Приближающийся к переезду грузовой поезд Сергей Г., находившийся за рулем, не заметил. И предупредительных гудков локомотива не слышал. Пытающийся затормозить состав разглядел, когда до него оставалось всего–то метра три. Сильнейший удар — и «Фольксваген–Транспортер» отбросило далеко в кювет... Из микроавтобуса Сергей выбрался самостоятельно. Голова гудела. Вид изувеченных тел погибших пассажирок Анны С. и Татьяны М. его шокировал. Из соседней деревни Глинники Толочинского района стали собираться зеваки. Из толпы донеслось:


— Ну, парень, ты попал! Посадят тебя. Погибшим девчонкам все равно. Говори, что одна из них была за рулем...


Милиционерам, прибывшим на место происшествия, Сергей сказал, что светофор и звуковая сигнализация на переезде не работали. И что за рулем была Татьяна. Товарищи липовую версию подтвердили.


Без правил


В конце января нынешнего года Сергей Г., 37–летний грузчик одной из частных компаний поселка Бобр Минской области, собирался устроить пикник во дворе собственного дома. Его товарищи, два Александра, вспомнили о своих старых подругах. И так как оба были навеселе, попросили Сергея за ними съездить. Анна с Татьяной хотя и жили в соседнем Могилевском районе, но до их деревни — всего–то километров 20. Парни, к которым присоединился родственник Сергея Виталий Л., сели в микроавтобус и отправились в дорогу. Забрали девчонок. В магазине купили водки. Сергей не пил. Это подтвердила последующая экспертиза. Но тогда почему так странно повел себя на железнодорожном переезде?


Машинист грузового поезда Орша — Минск Д.Ярмолич вспоминал, что желтый микроавтобус он заметил метров за 200 до переезда:


— Он снизил скорость, но полностью не остановился. Когда я понял, что водитель продолжает движение, стал непрерывно подавать сигналы бдительности (громкий гудок. — С.Г.). Затем применил экстренное торможение.


Такое поведение водителя микроавтобуса с точки зрения законопослушного и здравомыслящего человека — абсурд! Но Дмитрий Быков, старший следователь Витебского областного управления Следственного комитета, убедил меня, что Сергей действовал сознательно:


— Правила дорожного движения он просто игнорировал. За ним числится около 2 десятков (!) нарушений. Его, к слову, штрафовали и за неправильный проезд железнодорожного переезда. А в апреле 2011–го вовсе лишили водительских прав. На год. Так что в день аварии ему было запрещено садиться за руль.


Поломок светофора на переезде в тот день электроника не фиксировала. Эта версия отпала сама собой. А вот не слышать гудков поезда водитель мог — из–за громкой музыки в салоне. К тому же Виталий, сидевший рядом вполоборота, заслонял ему видимость справа. Это объясняет, почему Сергей даже не пытался на скорости проскочить переезд перед приближающимся поездом. Он его действительно не видел.


От себя не убежишь


Испугавшись ответственности, Сергей убеждал следователей, что перед самым переездом «дал порулить» 20–летней Татьяне. Более того, после ДТП он позвонил крестной своих детей — Марии К. Попросил ее приехать и сказать милиционерам, что, мол, она также была в микроавтобусе и что за рулем в момент аварии сидела «девушка с темными волосами». Однако эта версия, по словам Д.Быкова, вызвала подозрения:


— Родственники погибшей утверждали, что у нее не было прав, что она никогда не проявляла интереса к автомобилям, а если садилась в машину, то старалась находиться подальше от водительского места. И действительно, с помощью проведенных экспертиз установили, что девушку выбросило из салона через заднее окно микроавтобуса. А ее крови на водительском месте не нашли. Но, пожалуй, больше всего вопросов вызвал звонок, который Сергей сделал Марии сразу после ДТП. Ее телефон, по данным сотового оператора, во время разговора находился... в поселке Бобр.


Через две недели после происшествия Мария не смогла больше лгать и во всем созналась. Перестал настаивать на первоначальных показаниях и сам нарушитель, рассказавший наконец, как все было на самом деле. Он добровольно возместил моральный ущерб родственникам погибших, выплатив им солидные денежные суммы. Учитывая это, суд Толочинского района приговорил его к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения. Это нечто среднее между колонией и так называемой «химией». В общем, выходить за ограду заключенный сможет. Как минимум, чтобы отправиться на работу.


«Причинение смерти по неосторожности» — так написано в приговоре. По неосторожности ли? Когда этот вопрос я задал Валерию Каминскому, начальнику отдела УСК по Витебской области, в ответ услышал:


— С юридической точки зрения все верно. Если бы Сергей не вводил следствие в заблуждение, возможно, приговор суда был бы еще мягче.


Я не юрист и поэтому оценить описанный здесь случай могу лишь с точки зрения элементарной житейской логики. И вот здесь делайте со мной что хотите, но не верю я в «неосторожность» водителей, для которых нарушение правил дорожного движения стало системой.


Комментарий по теме


Генеральная прокуратура предложила ужесточить ответственность за нарушение ПДД при пересечении железнодорожных переездов. Изменения в Кодекс об административных правонарушениях уже подготовлены. Причина нововведения ясна — повышенная смертность на переездах. В 2010 году в ДТП на переездах погибли 2 и травмированы 9 человек, в 2011–м соответственно — 9 и 13. В первом полугодии 2012 уже шестеро погибших и трое травмированных.


Фото предоставлены Следственным комитетом Витебской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter