Поездка «за тридевять земель»

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. А как используются эти возможности?

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. А как используются эти возможности?

Разнообразие российских туристских ресурсов позволяет развивать множество видов въездного и внутреннего туризма: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, горнолыжный, деловой, круизный, экологический, сельский, рыболовный и охотничий. В России регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для страны видам туризма, идет работа по формированию положительного имиджа страны как туристского направления.

Сегодня доступными для туристов стали такие районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, Самара и другие территории, ранее закрытые для иностранных граждан.

На сегодняшний момент стоит задача по усовершенствованию качества туристского бизнеса.

Как было сказано премьер-министром России Дмитрием Медведевым на заседании правительства, где рассматривался вопрос о развитии туризма, страна является притягательным объектом для туризма. «Мы можем занять прочное положение на мировом рынке туристических услуг, потому что для этого у нас есть все возможности, но пока это у нас не получается… Люди из многих стран действительно интересуются и нашей культурой, и историей, хотят посмотреть памятники, театры, музеи, да и просто природу нашей необъятной страны», – отметил Дмитрий Медведев.

Тем не менее, несмотря на неиспользование всех своих возможностей, Россия входит в десятку стран – лидеров по количеству посещений иностранцами (приблизительно 5% мирового туристического потока). Да и в стране есть центры притяжения, куда люди с удовольствием приезжают. Это две столицы – Москва и Санкт-Петербург, это Сочи, Казань, Владивосток и некоторые сибирские города. Сейчас одно из перспективных направлений – Крым.

Но чтобы идти дальше, как было отмечено на заседании, необходимо проводить работу по открытию для туризма тех российских регионов, которые на сегодня не являются эпицентром внимания туристов. А для этого нужна нормальная туристическая инфраструктура, которая, к сожалению, на сегодняшний момент не везде имеется.

Туристическая сфера – высококонкурентна. И для того чтобы войти в число мировых лидеров, «…нужно действительно кардинально повысить качество российских туристических услуг, создавать и транспортную инфраструктуру, и гостиничную базу, и формировать дружелюбную среду, готовить специалистов», подвел итог обсуждения вопроса развития туризма в стране российский премьер-министр.

Многие развивающиеся страны показали за последние годы быстрый рост числа путешественников, выезжающих за рубеж, особенно в ряде стран Азии, Центральной и Восточной Европы, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Европа в настоящее время пока еще остается крупнейшим в мире источником туристов, генерирующим чуть более половины всех международных туристских прибытий по всему миру, за ней следуют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (23%), Америки (17%), Ближнего Востока (3%) и Африки (3%).

Согласно прогнозу «Туризм до 2030 года» число международных туристов во всем мире, как ожидается, будет увеличиваться в среднем на 3,3% в год. Число международных туристских прибытий по всему миру к 2020 году достигнет 1,4 млрд, а к 2030 году – 1,8 млрд. К 2030 году 57% международных туристов будут посещать развивающиеся страны и 43% – развитые страны.

А вот анализ потребительских предпочтений россиян показывает, что большинство (86%) респондентов предпочитают отдых за границей. По России в течение последнего года реально путешествовали 28% опрошенных, а в странах СНГ побывали 10%. Это говорит о низкой мотивации российских потребителей к путешествиям по своей стране.

И все же россияне являются активными путешественниками. По данным опроса, 67% респондентов путешествуют хотя бы один раз в год, а 23% – более двух раз в год. У подавляющего большинства респондентов туристская поездка обычно длится от недели (44%) до двух и более недель (23%). Это говорит о готовности к пролонгированным турам даже по собственной стране.

Российские туристы очень любознательны. Почти каждый третий указал на первостепенную важность познавательной компоненты путешествия. Подавляющее большинство россиян (77%) заранее готовятся к поездке, и на это уходит у них не менее месяца. Однако есть особая категория путешественников (16%), которые обычно принимают спонтанные решения о путешествии, при этом только 6% респондентов преследуют экономическую выгоду, пользуясь горящими турами.

При бронировании услуг большинство респондентов (57%) прибегают к услугам турагентств, активно используя ресурсы интернета на этапе самостоятельного подбора тура. Довольно значительная часть (20%) полностью самостоятельно бронирует туристские услуги через интернет.

А вот что касается поездок по стране, то респонденты готовы предпочесть внутренний туризм выездному только при наличии интересных туристских программ, высокого уровня качества туристских услуг и сервиса и конкурентоспособных цен.

Одними из туристических резервов являются внеклассные формы и методы работы с детьми и молодежью. Российская молодежь сегодня – это около 37 млн человек в возрасте от 14 до 30 лет. Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.

Однако исследование туристских предпочтений молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет позволяет сделать вывод о слабой осведомленности российской молодежи о туристских ресурсах своей страны. Подавляющее большинство молодых людей являются активными путешественниками, но предпочитают поездки за границу. Туры по России ассоциируются с поездками к родственникам, скучным отдыхом, школьными экскурсиями.

Вместе с тем 68% опрошенных московских студентов никогда не были в Санкт-Петербурге, 43% ни разу не отдыхали на побережьях Черного, Азовского или Балтийского морей, 32% никогда не посещали города Золотого кольца. Большинство молодых респондентов отзываются о турах по России как о неинтересном и немодном направлении, хотя и признают, что хотели бы узнать свою страну получше.

Исправить положение дел в российском туристическом бизнесе должна недавно утвержденная Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Вот что о ней сказала заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец: «Это действительно основополагающий документ для развития туризма в нашей стране. Он ставит амбициозную задачу – увеличение внутреннего туризма с 31,7 млн человек (в 2013 году) до 76 млн в течение ближайших четырех лет. Это предполагает очень серьезные усилия по развитию гостиничного хозяйства и инфраструктуры бизнеса».

Стратегия охватывает географию всей страны, ведь практически в каждом регионе есть свой туристический кластер, который будет поддерживаться программными мероприятиями стратегии.

В особую отрасль выведен детский туризм – в прошлом году эта программа начала свою апробацию, и первым местом, куда поехали российские школьники, был Санкт-Петербург. В текущем году программа расширена – в нее включены города Золотого кольца. В дальнейшем эта программа будет развиваться. В нее войдут уникальные места страны – Камчатка, некоторые исторические и природные заповедники.

Туризм сегодня должен стать локомотивом развития страны и регионов, связующим звеном между коммерческими интересами бизнеса, приоритетами государственной политики и культурно-нравственным воспитанием россиян.

Вячеслав АКСЕНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter