НА заводе, словно в стерильной операционной: в цехах простор, чистота, температура воздуха плюс 21. Заместитель директора по обслуживанию производства и идеологической работе завода «Штадлер Минск» Александр Бутырчик поясняет, что все на заводе обустроено по последнему слову техники:
— Мы закупали все новинки, что есть на рынке. 13 теплогенераторов регулируют температуру автоматически. Цехи освещены современными энергосберегающими светодиодными лампами. Каждый кран грузоподъемностью 30 тонн работает на джойстиках. Здесь особый подход к организации рабочих мест, он идентичен швейцарскому: даже такие мелочи, как верстаки для инструмента, тумбочки, всяческие мобильные устройства. В цехах — вагончики-бытовки для отдыха персонала.
Проходим с ассистентом заместителя директора по обслуживанию производства и идеологической работе Дмитрием Андруховичем по «кулуарам» экологически чистого производства, изучаем тонкости создания автотранспорта. В цехах кипит работа. Несмотря на то что всего вторую неделю после официального открытия работает завод «Штадлер Минск», времени на раскачку нет — уже сейчас здесь собирают до 20 поездов в месяц. Темп работы отвечает требованиям первого крупного заказа — до конца 2016 года нужно поставить 25 двухуровневых поездов российской компании «Аэроэкспресс», которые будут курсировать между московскими аэропортами «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» с помощью эстакадной железной дороги.
В ДВЕ смены ведутся сварка, покраска и сборка первых кузовов. После того как каркасы сварены, поверхность кузова обрабатывается дробью. Затем вагон направляется на покраску. Чтобы грунтовка и шпатлевка хорошо легли на один вагон, необходимо около 10 суток. «От моей работы зависит внешний вид будущего поезда, — признается маляр Геннадий Коваленок. — Ответственность чувствуется, но не давит. А все благодаря условиям: на новом заводе и работать приятно. Часто задерживаюсь на несколько часов, знаю, что лишнее время хорошо оплачивается».
В сборочном цехе завода «Штадлер Минск»
На «Штадлере» в Фаниполе работает вся семья Коваленок. И сам Геннадий, и супруга Ирина с сыном Ильей — маляры. Сотрудники хорошо зарекомендовали себя еще на «Белкоммунмаше», а в Фаниполе одни из лучших мастеров своего дела.
Заместитель начальника цеха покраски Федор Морев говорит мне, что тех работников, кто живет в Минске, привозит и отвозит специальный автобус: «У нас хорошие обеды, свой гардероб, кроме того, в смену дается по пятнадцать минут для отдыха, да и оплата труда достойная. Здесь каждый знает, за что получает деньги. Если допустил ошибку — сам исправляй. Самоконтроль должен быть жестким».
За этапом покраски идет «начинка» интерьера. Заместитель начальника сборочного цеха Сергей Селивончик признается, что работа у подразделения ответственная:
«Все должно быть в соответствии с технологиями. Собрать поезд — дело нелегкое. Именно поэтому около 200 наших специалистов проходили стажировку в Швейцарии и Венгрии. Да и на производстве много иностранцев. Уже на месте продолжается обучение персонала. Понимаем друг друга хорошо — общаемся на универсальном языке работы».
Для заграничного обучения выбирали молодых людей до 35 лет с хорошим набором профессиональных навыков. «12 сварщиков, имея здесь 4—5-й разряд, сдали на европейский сертификат по сварке. За границей очень удивились, что наши специалисты смогли достичь такого уровня буквально за месяц стажировки. Значит, хорошая подготовка была до этого», — отмечает Дмитрий Андрухович.
Завершающий аккорд — комплектация вагонов в полноценный состав. После чего возможен выход на линию.
Всего на предприятии трудятся около 600 специалистов. На участке в Фаниполе — порядка 350 рабочих. Если говорить о процентном соотношении, то приблизительно 50 процентов столичного персонала, столько же из Фаниполя, Дзержинска и окрестностей. Штат укомплектован.
УБЕДИЛАСЬ в этом, пока стояла на проходной. Буквально за 15 минут на завод по поводу работы обратилось три человека. Местные наслышаны, что условия здесь не хуже европейских. Работает швейцарская система «Калитайм». В соответствии с ней у сотрудников гибкий рабочий график. У каждого есть персональный ключ. Он вставляется в табло, на котором отображается время прихода и ухода.
— У нас есть обязательное время пребывания на территории предприятия, но нет больших наказаний за опоздание. Ведь в любом случае основная задача — выработка часов. Если персонал трудится сверхурочно, это фиксируется. При опоздании лишнее время списывается. В конце рабочего месяца показатели должны быть на нуле, если время пошло в минус — значит работает сотрудник недобросовестно. Однако таких у нас нет, — смеется Александр Бутырчик.
В перспективе на «Штадлер Минск» будет занято более одной тысячи сотрудников. «Планируем принимать больше местных. Как сказал Президент, завод сыграет и социальную роль — поможет вдохнуть новую жизнь в Фаниполь, который должен стать одним из городов-спутников Минска», — поделился Александр Викторович.
ОДНАКО, как у любого предприятия, здесь есть и свои проблемы. Основная — жилье. По словам заместителя директора по обслуживанию производства, ситуация пока не позволяет вести собственное строительство. Что касается перспектив для Фаниполя и Дзержинска, то эти населенные пункты станут городами-спутниками Минска и индустриальными центрами страны. Открытие здесь новых предприятий повлечет за собой и жилищное строительство.
bizyk@sb.by