История одного клина: во время фашистской оккупации партизаны вели «рельсовую войну»

Поезд клином вышибали

Во время фашистской оккупации партизаны были вынуждены вести «рельсовую войну», чтобы прервать движение вражеских эшелонов, которые везли на фронт боеприпасы, танки, пушки, горюче-смазочные материалы и солдат. Составы пускали под откос, подрывая рельсы, а также «сбивая» их с пути при помощи специального клина. Такой уникальный экспонат хранится в экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. 

Эффективнее мины

Татьяна Тройнель: «Партизанский клин получил всеобщее признание у народных мстителей».
Партизанский клин выглядит вполне безобидно, а главное, практически незаметен на путях. Металлическая накладка закрепляется на рельсе большими болтами — примерно по такому же принципу, как тиски на верстаке. Перед ней устанавливается фигура, напоминающая миниа­тюрный трамплинчик. Колесо паровоза, вскочив на него, попадает на клин той же ширины, что и рельс, но направление движения он задает иное, будто на стрелочном переходе. Вот только эшелон, направляемый этой стрелкой, не перейдет на другой путь, а сойдет с рельсов и свалится под откос. 

— Это металлическое устройство весит 18—20 килограммов. На установку партизанского клина требовалось несколько минут, а по результативности он превосходил мины, — рассказала Татьяна Тройнель, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. — Такое устройство использовали в своей диверсионной деятельности партизаны Минской и Полесской областей. Испытали новое оружие в действии зимой 1942—1943 гг., в это время партизаны остро нуждались во взрывчатке. Вскоре партизанский клин получил всеобщее признание у народных мстителей. Даже Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, в то время начальник Центрального штаба партизанского движения, лично в радиограмме поздравил с изобретением мощного средства борьбы его автора — Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе.

Партизан-изобретатель

Партизанский клин придумал человек, имевший непосредственное отношение к железной дороге. Тенгиз Шавкулидзе, родившийся в 1913 году в Кутаиси, после окончания школы работал в депо паровозным слесарем, был помощником машиниста, в сентябре 1931-го поступил в Закавказский институт инженеров путей сообщения в Тбилиси, а через три года перевелся в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. После завершения учебы он работал по специальности, пока в октябре 1939-го его не призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.

Изобретения
Тенгиза Шавгулидзе
были простыми и удобными.

— С 23 июня 1941 года Тенгиз Шавгулидзе находился на фронте. Через три месяца после начала войны при выходе из окружения под городом Золотоноша он попал в плен. Бежав оттуда в феврале 1942-го, оказался в партизанском отряде близ местечка Славута, — продолжает Татьяна Тройнель. — В конце лета он прибыл с несколькими боевыми товарищами в партизанский отряд генерал-майора Константинова в Минской области, чтобы установить связь с «большой землей». По предложению командира Минского партизанского соединения остался в Беларуси как специалист подрывного дела. Партизанский клин — первое изобретение Тенгиза Шавгулидзе. После им были сконструированы ручная граната трех типов и гранатомет, которые производились в партизанских мастерских. Нередко именно они в значительной мере помогали народным мстителям одерживать победу над противником, который во много раз превосходил их и по численности, и по вооружению. Все изобретения Шавгулидзе являлись простыми по устройству, доступными по изготовлению в партизанских условиях и удобными в боевом применении.


Счет на десятки

Самодельный партизанский клин поступил в музей истории Великой Отечественной войны в 1972 году. Сдал его Герой Советского Союза Григорий Аркадьевич Токуев, прошедший путь от подрывника до командира партизанского отряда. При его личном участии было пущено под откос 19 вражеских эшелонов, в том числе два — с помощью именно этой «партизанской стрелки». А диверсионно-подрывная группа, которой руководил Григорий Токуев, отправила под откос 55 воинских эшелонов, а 35 составов обстреляла. 

— Григорий Аркадьевич родился в Архангельской области в 1917 году. Работать он начал, окончив 6 классов. Службу в Красной Армии проходил в 214-й воздушно-десантной бригаде в Марьиной Горке — она положила начало созданию десантных подразделений на белорусской земле. В июне 1941-го, когда воины бригады вступили в борьбу с фашистами, Токуев был командиром минометного взвода. Уже в сентябре он попал в плен, дважды пробовал бежать, но удачной стала лишь третья попытка — в мае 1942-го. Так он оказался в партизанском отряде, где занялся подрывным делом. В марте 1943 года Григория Аркадьевича наградили орденом Ленина, а в августе 1944-го присвоили звание Героя Советского Союза, — называет Татьяна Владимировна основные вехи военного пути подрывника. 

Остается отметить, что за период оккупации белорусские партизаны пустили под откос около 11 000 вражеских эшелонов. В состав диверсионно-подрывных групп входили наиболее выносливые, храбрые, закаленные в боях.

На фото 1943 года — Григорий Токуев с семьей.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter