Поэтому - выдержим!

Завершился рабочий визит Президента в Сочи Да, надо признать, что московские телевизионщики честно отрабатывают свой нелегкий информационный хлеб.
Завершился рабочий визит Президента в Сочи

Да, надо признать, что московские телевизионщики честно отрабатывают свой нелегкий информационный хлеб. В воскресенье вечером все - и "независимые", и "зависимые" - телеканалы дали по Минску оглушительный залп из орудий главного калибра. И хотя сказано было много слов, все они сводились к нескольким, прямо скажем, известным и не очень сложным мыслям. Минск обвинялся в том, что не хочет продавать "Газпрому" свой "Белтрансгаз" и за это должен понести "заслуженное наказание". Логика, конечно, убийственная, совсем как в советских гастрономах, где годами глаз колола железная трафаретка "Покупатель всегда прав"...

Второй информационный повод, возбудивший метких телестрелков, была команда "Газпрому" от М.Касьянова "прекратить всяческие переговоры с Минском" и с 1 января продавать Беларуси газ по коммерческим ценам. Надо ли удивляться, что державная твердость премьера, поддержавшего обиженного белорусской неуступчивостью г-на Миллера, вызвала в неподкупных московских телеофисах непередаваемый взрыв патриотизма.

Да, не зря когда-то отцы- "основатели" "Взгляда" гордо говорили о себе: "Мы - цепные псы перестройки". Тогда над красивыми афоризмами мало кто задумывался. Сегодня старые хохмы приобретают новый и порой мрачный смысл. Веселит, правда, одно наблюдение: и как это столько комментаторов умудряются одновременно, причем придав лицу высокую гражданственность, упоенно сосать один на всех указательный палец?..

Чему не удивляюсь, так это мысленаправлениям минских "пикейных жилетов". Для них угрозы Миллера белорусскому правительству - просто кумар для души. Действует, как доза для наркомана, - приподнимает и усыпляет. Чтобы не распространяться на эту тему, поведаю заголовки статей лишь одного, но очень "объективного" Интернет-сайта: "Этапы интеграционной войны", "Союзники довели", "Минск испугался газовой войны", "Беларуси дали 20 дней на введение российского рубля", "Москва накажет Лукашенко рублем". Вот как творчески мыслят наши "продвинутые" аналитики и журналисты. В духе военных корреспондентов дивизионных газет времен Великой Отечественной войны, безыскусно требовавших от красноармейцев: "Выгоняй немчуру на мороз и уничтожай". Ну так то была война за выживание, а сейчас всего лишь попытки российских газовых олигархов и их лоббистов по-ломовому сбить цену белорусской собственности. И вообще - чему радоваться? Что, мы с 1 января будем платить "Газпрому" за газ больше? Что ж, рыночные отношения иногда предполагают диктат со стороны монополистов. Тем более что у нас нет своего газа, а стало быть, и рычагов давления на "Газпром". Все это элементарно. Но, ей-богу, все же не могу понять детского мазохизма злых мальчиков, которые радуются, что их папа наступил на ржавый гвоздь, - ведь за подорожавший газ платить придется всем одинаково. Что неистовым виссарионам из Интернета, что работникам исполкомов, что писателям, что далеким от большой политики крестьянам из-под Мстиславля. Так над чем смеемся? Над собой смеемся?..

Вчера мы целый день ожидали вестей из Сочи, где в резиденции "Бочаров ручей" почти шесть часов вели переговоры Александр Лукашенко и Владимир Путин. К моменту подписания газеты информации было не очень много. Перед встречей, судя по телеграммам информагентств, Владимир Владимирович был показательно нейтрален: "У нас будет возможность сегодня в течение дня в предельно неформальной обстановке обсудить все вопросы, которые у нас накопились. И по политическим проблемам, и по экономическим. Впереди еще саммит СНГ в Ялте, так что на этот раз у нас достаточно времени для того, чтобы в детали углубиться и поговорить обо всем. Ну и, кроме всего прочего, я просто рад Вас видеть. Спасибо, что Вы приехали". Александр Григорьевич был гораздо определеннее: "Мы сегодня должны обсудить очень многие моменты. Думаю, прежде всего потому, что за нашей спиной очень нехорошие разворачиваются события, процессы нехорошие идут. И я думаю, что сейчас единство наше подвержено, стремление к единству нашего народа подвержено самым серьезным ударам... И если мы с вами вынесем их, то, я думаю, впереди нас ждет нормальное будущее. Если мы согнемся под этими ударами непростых и неслабых людей, то, конечно, оттянется единство нашего народа. Но я думаю, мы люди стойкие, всегда демонстрируем это. Поэтому выдержим!"

Это было сказано утром, а уже ближе к обеду отреагировал Михаил Касьянов: "Действительно, я часто стою за спиной у Президента Путина в силу конституционных обстоятельств, но думаю, эти слова не относились к российскому правительству". Очень миролюбиво (по отношению к своим же недавним высказываниям) премьер-министр России заметил также, что "переговоры о создании единой газотранспортной компании России и Беларуси возобновятся в самое ближайшее время". Отмежевался Касьянов и от некоторых грозных инвектив Миллера, подчеркнув, что в конце прошлой недели он обсудил ситуацию с главой "Газпрома" и поручил ему продолжить переговоры с белорусской стороной: "Прошло два дня. Я не думаю, что прямо в понедельник с утра начались переговоры, но никаких сомнений у "Газпрома" и у министров в том, что их надо продолжать, нет".

Если проанализировать сказанное Касьяновым, то следует признать, что и московские телекомментаторы, и их минские симпатанты в нагнетании воинственных и панических настроений несколько поторопились. Выход в Сочи к прессе А.Лукашенко и В.Путина подтвердил, что и Минск, и Кремль относятся к существующим проблемам достаточно серьезно. И прагматично. Понятно, что в рыночный век все имеет свою цену, в том числе и поставляемые нам энергоносители, и бесплатный российский газовый и нефтяной транзит западнее Бреста, а также еще многие другие осязаемые экономические обстоятельства. В том числе идеи российского банка о возможном переходе Беларуси на рубль. Мне показалось, что Владимир Владимирович, говоря об обоюдной выгоде такого нововведения, не совсем аргументированно привел в качестве примера преуспевания... Люксембург. Это достаточно дискуссионный и даже несколько романтический пример. Во-первых, Беларусь все же не живущее за счет туризма герцогство Люксембург, а во-вторых, совсем свежий пример Швеции, где очень дорожат суверенитетом и потому отказались переходить на унифицированный евро, не менее интересен для анализа. Но не стоит придираться. Переговоры, очевидно, были действительно очень напряженными; Владимир Владимирович, говоря о Беларуси, сделал даже оговорку "Украина"... Гораздо более важно понять содержательную сторону завершившихся переговоров на высшем уровне. Тем более перед саммитом СНГ в Ялте. Очень возможно, что на пути создания единого экономического пространства четырех государств Россию ожидают немалые сложности, поскольку Киев, например, предупрежден Европейским союзом, что в случае присоединения к "четверке" Украина может забыть про ЕС. Хорошо известно, что главным интеграционным союзником Москвы последние годы был Президент Лукашенко. И если даже гипотетически предположить, что вчерашние переговоры не "сняли" некоторых накопившихся проблем, а создали новые, то ялтинская встреча в развитие новых сюжетов вполне может стать малорезультативной. Президент Путин в своем выступлении перед прессой немало говорил о том, что "компетентные специалисты предусмотрели все нюансы его новой, прагматичной политики в отношении Беларуси". Президент Лукашенко, похоже, принял все это во внимание, но подчеркнул: в строительстве союза двух стран "ни в коем случае нельзя опуститься на уровень ниже, нежели мы находимся сейчас". И добавил, что дальнейшее сближение двух суверенных стран требует огромной осторожности, ответственности и не допускает ни одного неверного, недостаточно просчитанного шага. Что и говорить. Политика интеграции отнюдь не ломберный столик, а государственный суверенитет - не карточный розыгрыш. Что же касается "рынка в отношениях" - то, как говорится, чему быть, того не миновать...

Вчера Президент вернулся в Минск, сегодня сопровождавшие его журналисты дадут развернутый телематериал, который поможет нам лучше понять сложную драматургию завершившихся переговоров. А уже 18 сентября президенты вновь встретятся в Ялте.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter