Все оттенки сериала «Таинственная страсть»

Поэт сегодня меньше, чем поэт?

Все оттенки страсти — Соломоново решение — Глазами клоуна — Не ломайте «Чайф»

Если бы всю энергию критиканов нового сериала «Таинственная страсть» направить в мирное русло, то можно было бы издать несколько полезных книг. Каждый норовит вставить свои пять копеек. Сериал называют фанерным, бездушным, не передающим на экране все многоцветие литературного первоисточника — одноименного романа Василия Аксенова, где он воссоздает быт и дух 60–х годов прошлого века. Пишут, что у актеров плохой грим и не такие парики, какие должны быть. Что актер, исполняющий роль Андрея Вознесенского, слишком маленького роста. Обсуждают, похожа ли на молодую Беллу Ахмадулину актриса Чулпан Хаматова... В любом случае интеллигентные лица актеров, исполняющих представителей поэтической элиты двадцатого века, видеть на телеэкране в прайм–тайм гораздо приятнее, чем хмурые лица «братков» и их боевых подруг. Ностальгия сейчас в тренде. Даже если вы равнодушны к «шестидесятникам», вас заставят их полюбить. Сначала был сериал «Оттепель», потом «Фарца», «Шулер», «Уходящая натура», теперь «Таинственная страсть». Значит, есть заказ на глянцевую картинку советского прошлого. В реальной жизни наверняка все было не так празднично, нарядно и эффектно, но кого это сегодня волнует?

Продлить дискурс о сериале и том времени призван и документальный цикл «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко». Исследователь творчества Дмитрия Шостаковича, написавший известные книги «Шостакович и царь», «Диалоги с Иосифом Бродским», «Диалоги с Владимиром Спиваковым», устроил одному из самых известных поэтов допрос с пристрастием. Евтушенко решился на публичную исповедь, чтобы окончательно выяснить свои отношения с прошлым. В частности, с поэтом Иосифом Бродским, который, как известно, Евтушенко недолюбливал. По мне исповедь получилась по–актерски преувеличенной. Евтушенко так и не смог расстаться со своей поэтической маской в этом цикле. Перед нами снова предстал персонаж, поэт, а не человек Евтушенко. Исследователь и музыковед Волков, несмотря на то что обещал сенсационный разговор, провел в общем–то довольно сервильную беседу, вполне укладывающуюся в нравы гуманитарной мемуаристики двадцатого века.

Клоун Олег Попов, в память о котором показали удивительный документальный фильм «Свидание с Олегом Поповым», снятый во время его гастролей по Голландии, в обычной жизни на клоуна никак не походил. «Циркачи — это современные отшельники, — считал Олег Константинович. — Но никак не монахи, — добавлял он шутливо». Попов считал, что хорошего артиста, в том числе и клоуна, зрители должны узнавать по тени. Мне кажется, тень Солнечного клоуна, Олега Попова, в истории советского, российского, да и мирового цирка навсегда останется узнаваемой и недосягаемой. Не будет больше артистов с такими добрыми глазами... Лирический цирк Никулина, Карандаша и Попова остался в прошлом.

Юбилейный концерт группы «Чайф» в «Олимпийском» доказал, что рано списывать постсоветских рокеров со счетов. И Земфира, и «Чайф», и «Наутилус» способны собирать полные залы, устраивать грандиозные шоу. Почему же мы так зациклились на попсе и так редки на телеканалах хорошие рок–концерты? Почему непременно нужно дождаться круглой даты, чтобы попасть на одну из центральных кнопок? Вот ведь «Чайф» находится в той золотой поре, когда опыт и мастерство мило соседствуют с куражом и мастерством. И музыка свердловчан вполне себе может удовлетворить все вкусы. С одной стороны, есть нотка здоровой гражданственности. Вечная озабоченность тем, куда же все–таки мчится птица–тройка? С другой стороны, есть и здоровый уральский пофигизм. Бутылка кефира, полбатона — вот и все, что нужно лирическому герою Владимира Шахрина. И не верю, что поезд «Чайфа» ушел. Многие их песни по–прежнему звучат пугающе актуально.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter