Поэт поэта не забудет...

Украшенная, как голубой лентой, древним Неманом Узденщина, все чаще прихожу к выводу, край магический.
Украшенная, как голубой лентой, древним Неманом Узденщина, все чаще прихожу к выводу, край магический. Все, кто здесь родился, и даже те, кого просто занесла в эти места судьба, проникаются трепетной любовью к здешней земле. Что ни узденец — то краевед. Только заведи на тихой улочке разговор — и про пролегающий здесь путь «из варяг в греки» расскажут, и про сверкавшие рукотворной электрической молнией опыты Наркевича–Иодко в подземелье замка, и про Доминиканский собор, где сам Сымон Будный печатал свои книги. А однажды в местном музее я даже слышала забавный спор узденских патриотов с копыльскими соседями, на чьей земле поэтов родилось больше. Победили, конечно же, жители города, который и городом–то стал, если говорить честно, не очень давно, слишком долго пребывая в затянувшемся статусе поселка городского типа.

Виктор Соболевский, редактор районной газеты «Чырвоная зорка», родом не с Узденщины, а со Столбцовщины. Казалось бы, с чего ему, варягу пришлому, перекрещиваться в патриоты другого района?! А вот поди ж ты — магия здешней таинственной земли сделала свое чудесное дело! Виктор сегодня знает Узденщину как свои пять пальцев. Да, район–то вроде небольшой — всего лишь 202 деревни на своей карте насчитывает. Но попробуй объезди, изучи их, познакомься со старожилами, с чаяниями каждого из жителей — не у всякого запала хватит. А он смог — районка неспроста завела рубрику–акцию, которая сегодня так и называется: «Ад вёскi да вёскi». Доберутся журналисты до завалинки такого заповедного сельского уголочка — тут тебе и история в лицах, и современность, и характеры не хуже шукшинских.

Ну а первым крупным «поисковым» делом Виктора стало восстановление доброго имени поэта Виктора (Винцеся) Козловского. Жил на Узденщине такой самородок, белорусский Маяковский, как называли его в 30–х годах прошлого века современники. И кто знает, может, изучали бы его рубленые четверостишия современные школьники в хрестоматиях, если бы не маховик сталинских репрессий. Немало таких неправедно обреченных на забвение имен на Узденщине, да и по всей Беларуси тоже. Многих из них мы уже восстановили из небытия, иных до сих пор не знаем. И того же Козловского могли не вспомнить, не зацепись дотошный Виктор взглядом за одинокий снимок в районном музее, не стань искать по книгам да деревням очевидцев ясноглазого красавца–трибуна, записывая драматические рассказы про талантливого земляка. Откликнулись многие — даже из других городов. Может, потому все так удачно получилось, что Соболевский также неравнодушен к поэтическому слову, сам издал уже три сборника своей лирики.

У районного редактора–краеведа сегодня немало единомышленников. Есть даже такие продвинутые, как Василий Лычковский, который вместе с дочерью завел в Интернете тематическую страничку про Узденщину. Откроешь ее — и можешь не только полюбоваться пейзажами мест, откуда берет начало батька–Неман, но и насладиться живыми голосами современных самородков края, самозабвенно читающих свои стихи. Вот оно, лучшее доказательство, что провинция — категория не столько географическая, сколько философско–моральная.

Ну а чтобы завершить свою задушевную песнь об Узденщине, скажу вот что. Имеется в тамошних краях деревня с загадочным названием Могильно. Многие минчане прекрасно знают ее по той простой причине, что в окрестных лесах водится, прямо как в сказке, невероятное количество грибов. Да не простых там сыроежек с лисичками, а ядреных боровиков и крепких, как перламутровые пуговицы, рыжиков. У Могильно даже синоним есть — «грибная столица» Беларуси. В каждый сезон без исключения здесь стоят вереницы машин со столичными номерами — и никто не уезжает без полных лукошек. Сама увлекалась этой «тихой охотой» под Могильно — и сама же, чего скрывать, озадачивалась интригующим, если не сказать коробящим слух, названием.

А оказалось, что название непростое, а с историческим смыслом — и местным жителям за него даже пришлось побороться в эпоху великих, но бессмысленных топонимических переименований. Впрочем, пусть об этом лучше расскажет сам Виктор Соболевский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter