Народный календарь: пасхальные традиции белорусов

Поет пасхальный звон

Предстоящая неделя ознаменована самым важным религиозным праздником православных христиан — Пасхой Христовой.


Белорусы в этот день накрывали богатые столы. Главным блюдом были пироги, булки, освященные в храме. За семинедельный пост хозяйские кладовки наполнялись корзинами куриных яиц. К празднику их красили луковой шелухой, корой дуба и лекарственными растениями. Приобретая различные оттенки, в основном красного цвета, яйцо воспринималось как символ жизни и плодородия. 

По преданию, Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо и произнесла: «Христос Воскресе!» Император усомнился в ее словах, сказав, что человек не может воскреснуть, как белое яйцо не может стать красным. В этот момент произошло чудо: яйцо окрасилось в красный цвет. Этот случай и лег в основу христианского обычая окрашивать яйца в красный цвет, который символизировал пролитую за людей кровь Христа. Пасхальное яйцо, верили предки, несло в себе жизненную силу и божественное начало.

Яйца на Пасху расписывали узорами. Работа по разрисовыванию требовала высокого мастерства. Девушки, выполнив декор, дарили «пiсанкi» своим избранникам. Считалось, что прямые, извилистые линии, с точками, нанесенными на скорлупу яйца, могут защитить от всего злого. Фигура в виде ромба была символом плодородия. Ромб с точкой посередине означал засеянную землю, круг с точкой — солнце, жизнь. Четырехконечная звезда символизировала огонь и свет. 

Чтобы было чем «паласавацца» и в гости сходить «з прынесяным», к «святу» готовили огромное количество угощений. Традиционно — сыры‑«клiночкi» с тмином, а также подслащенные, с маком и изюмом, доставали из закромов полендвицу, «кумпякi» и другие припасенные к Великому дню блюда. Всю неделю после Пасхи ели освященный хлеб, пироги и булки. 
Остатки с праздничного стола не выбрасывали. Все, что не было съедено, закапывали в землю. Существовала примета, что остатки пасхальной снеди и очищенная яичная скорлупа могут защитить посевы от весенних заморозков. 
На Пасху на белорусских землях был распространен обычай «валачобнiцтва». Он сохранился в некоторых регионах страны и в наши дни. Проводился в первую ночь на «Вялiкдзень». Иногда продолжался три пасхальных дня. Главным среди «валачобнiкаў» — участников традиционного обхода дворов на «Вялiкдзень» — был «пачынальнiк». Обязательно «заможны гаспадар», счастливый семьянин, расторопный и бойкий во всех жизненных делах, и вдобавок ко всему с хорошим голосом, а значит, запевала. Он начинал «вiншаванне». За это в его руки хозяева дома давали вознаграждение. 

На Пасху веселились, играли в «бiткi» и разные забавы. Суть их в следующем: прежде чем начать биться, яйца осматривали и, постукивая о зубы, выбирали те, у которых скорлупа крепче. Играли и «сталыя людзi», и молодежь, и дети. Те, кому удалось выбить «яйкi», забирали выигрыш, иногда доходящий до половины «капы» — так называлась гора из шестидесяти яиц. Такой «здабытак» в первые дни праздника мог принести удачу на целый год до следующей Пасхи. Еще одна забава — «качанне яйка» по заранее налаженной дорожке. Выигрывал в ней тот, у кого оно прокатится дальше, да еще и выбьет другое. Отдаленно такая игра походила на современный бильярд. Праздничная атмосфера в эти дни царила повсюду.

ПРИМЕТЫ

В старину верили, что человека, который первым на Пасху увидит восход солнца, может ожидать в текущем году большое счастье.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter