Поел из бразильской, запил из китайской

Выдержат  ли  конкуренцию  белорусские  производители  «императорских»  тарелок?..

Выдержат  ли  конкуренцию  белорусские  производители  «императорских»  тарелок?..

В советские времена одной из семейных реликвий считался чешский сервиз. Им пользовались по большим праздникам, а чаще просто любовались, выставляя в сервантах на самом видном месте. Сегодня фарфор (в переводе с языка фарси – «императорский») с фабрик Богемии перестал быть экзотикой, несмотря на свое отличное качество. В торговле представлен широкий ассортимент посуды на любой вкус и по разной цене. К нам поступает продукция не только из стран ближнего зарубежья, а также из Европы, Бразилии, Китая,  Вьетнама, Индии, Индонезии и так далее. Отечественные тарелки и чашки на их фоне зачастую просто теряются…

Привлекательные  Франция  и  Китай

 По словам специалиста компании-лидера в области импорта и дистрибьюции  кухонных  и  хозяйственных  товаров на рынке Беларуси, чешская посуда, с которой все начиналось в 90-е годы, сегодня пользуется гораздо меньшей популярностью. Повлияли, во-первых, цена (карлововарский столовый набор стоит порядка $ 250—300), во-вторых, потребительский подход. Сегодняшний покупатель приобретает посуду не для того, чтобы поставить ее в сервант, а для повседневного поль­зования. А супницы уже, мягко говоря, не в моде. Кроме того, чешские производители по-прежнему остаются верны классическому декору, который сегодня выбирает далеко не каждый покупатель. Предпочтение все больше отдается ярким авангардным раскраскам, восточному стилю, хотя есть и приверженцы узоров «под Богемию». В этом плане, как отмечают специалисты компании, хорошо работает Китай: соотношение качество — цена посуды из этого региона устраивает белорусского покупателя. Кроме того, китайские заводы быстро улавливают изменения спроса и предлагают в нужное время и нужном месте необходимый товар.

 Представитель крупного специализированного Интернет-портала POSUDA.BY также отмечает: белорусская продукция пока не составляет конкуренции импортным аналогам. Так, некоторое время назад отечественным ресторанам и барам было предписано пользоваться белорусской керамикой, но она не подошла по качеству. Сегодня заведения 1-й и 2-й наценочной категории вновь вернулись к импорту. В целом же на посудном рынке лидером сегодня, безусловно, является французская марка «Luminarc». Потребителя устраивают и качество, и дизайн. Популярны посудные наборы из Китая и Бразилии: получается, даже если везти товар в Беларусь за тысячи километров, до покупателя он дойдет по доступной цене.

 Кстати, по словам импортеров, недавно появилась информация о возможном запрете в ближайшие месяцы на ввоз в страну импортной керамики, что может негативно сказаться и на их работе. Сумеют ли использовать ситуацию белорусские производители? Время покажет…

 Как  песок  сквозь  пальцы

 120 лет насчитывает история Минского фарфорового завода. В середине прошлого века здесь делали из красной глины изразцы и кафели, а с 1962 года заработал цех хозяйственной посуды  мощностью 3 млн. изделий в год (чайные сервизы, кружки, чашки, блюдца, декоративные вазы, статуэтки).

 Сегодня предприятие переживает не лучшие времена. По словам и.о. директора ОАО «Минский фарфоровый завод» Игоря Глушакова, на экспорт практически ничего не поставляется (за исключением небольших партий в Россию и Молдавию), качество продукции также оставляет желать лучшего. Сказывается на конкурентоспособности и высокая себестоимость минского фарфора. Кстати, оборудование не менялось на заводе более 40 лет. Сырье, с которым сегодня работают белорусские производители фарфора, полностью импортное. Глина, песок, каолин — все приходится завозить из России и Украины. Единственная продукция, благодаря которой завод выживает, — электрофарфор:  изоляторы поставляются для Брестского лампового завода и других отечественных предприятий. Пока предприятие еще работает, но не исключено, что со временем производство придется свернуть…

 «У  вас  чешская  посуда?»

 Куда лучше обстоят дела у частного производителя — ЗАО «Добрушский фарфоровый завод». В прошлом году здесь была установлена новая чешская печь высокотемпературного обжига стоимостью более 2 миллионов евро. Она заменила собой 3 действующие печи и позволила снизить потребление природного газа в 2,5 раза, увеличить объем производства и в значительной степени повысить качество продукции. Ежемесячно завод выпускает порядка 1,8 миллиона штук продукции на  2,6 миллиарда рублей, темп роста производства в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом составил 125,9 %.

 Специалист по маркетингу ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» Марина Зайцева  отмечает:

 — Порядка половины выпускаемых изделий сегодня идет на экспорт, темп роста которого по сравнению с прошлым годом составил 185 %. География его сегодня довольно широка: страны СНГ, Балтии и Европы. Ориентируясь на крупнейших производителей фарфора Украины и России, белорусское предприятие предлагает продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. И во многом выигрывает. Кстати, комплиментом нашему производителю стало сравнение его посуды с чешской на одной из выставок в Украине.

 Как  тайное  стало  явным

 Еще в XVIII веке технология производства фарфора была тайной за семью печатями. Из чего и тем более как делался фарфор, никто тогда не имел ни малейшего представления. Он был украшением, прекрасным дорогим подарком, но главное его место все же было на столе. Тогда фарфор называли «белым золотом».

 Даже осколки фарфоровой посуды не пропадали, их обрабатывали и вставляли в золотую или серебряную оправу и использовали как украшения костюма. Кроме того, люди верили, что фарфоровая посуда способна предупреждать о подмешанном в пищу или напиток яде. Она должна была изменить свой цвет и уберечь хозяина от коварного замысла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter