Поехали!

Президент провел совещание по вопросам развития вагоностроения
Президент провел совещание по вопросам развития вагоностроения

Вчерашнее мероприятие изначально было запланировано провести в формате рабочей встречи. Но масштаб проблемы, с которой столкнулись сегодня «Беларуськалий», «ГродноАзот», цементные заводы и другие крупные производители, пользующиеся услугами железной дороги, потребовал проведения полноценного совещания. Грузовые вагоны, контейнеры — спрос на них в мире в последнее время сильно вырос, соответственно увеличилась цена. Для Беларуси это большая статья импорта (ежегодная потребность — порядка 500 вагонов–минераловозов), которого могло бы не быть. Или, по крайней мере, он мог быть значительно меньше. Три года назад Александр Лукашенко дал поручение по созданию в стране вагоностроительной отрасли. Вчера он спрашивал с Правительства, как оно выполняется. Докладывал Премьер–министр Сергей Сидорский. В совещании участвовали также представители Администрации Президента, Комитета госконтроля, БелЖД, БелАЗа и др. Кроме того, в резиденцию Президента были приглашены потенциальные инвесторы. Присутствующие нередко расходились в оценке сложившейся ситуации.

Следует отметить, что, за исключением короткого доклада Премьер–министра, совещание было построено по принципу вопрос Президента — ответ участников. Как сразу отметил Александр Лукашенко, есть целый ряд настораживающих вопросов, в том числе находящихся в компетенции правоохранительных органов.

В мае 2004 года Президент побывал на Могилевском автомобильном заводе. Как передавал тогда корреспондент «СБ», «некогда процветающий завод еле–еле дышал». «Реанимацией» должен был заняться БелАЗ, которому были переданы мощности МоАЗа. Был разработан бизнес–план по открытию здесь производства грузовых вагонов. Как отметил Александр Лукашенко, расчеты были сделаны правильно: сегодня эта продукция востребована и внутри страны, и на мировом рынке. Однако не все из задуманного удалось сделать. К примеру, не заладились отношения с российскими инвесторами. В итоге они были разорваны и было решено осваивать новое производство собственными силами. Сергей Сидорский доложил о производстве конкурентоспособного минераловоза, который уже закупили крупные предприятия страны. Однако до сих пор это во многом «отверточное производство», то есть сборка из импортируемых комплектующих. Повысить белорусскую составляющую в производимой продукции — одна из приоритетных задач.

Президент интересовался также тем, как обстоят дела с контейнерными перевозками, которые завоевывают все большую популярность в мире. В Беларуси этот вид транспортировки грузов используется недостаточно активно — на него приходится менее одного процента всех перевозок по железной дороге. Если это действительно удобно и выгодно, объяснение может быть только одно: нехватка самих контейнеров. Александр Лукашенко спросил с руководства БелЖД, почему до сих пор не расширено соответствующее производство? Площадкой должно стать Осиповичское вагонное депо, единственное специализирующееся на ремонте контейнеров. Кроме того, рассматривается возможность участия в этом проекте российского инвестора ЗАО «Гранд–Экспресс».

Президент заявил о намерении в ближайшее время посетить оба производства — и в Осиповичах, и в Могилеве. Там, надо полагать, будут сделаны выводы о выполнении предыдущих поручений и приняты решения о дальнейшем развитии отрасли, в том числе о привлечении инвестиций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter