Поедут все!

Чтобы научить нас грамотно водить автомобиль, инструктор рискует здоровьем, а порой и свободой
Чтобы научить нас грамотно водить автомобиль, инструктор рискует здоровьем, а порой и свободой

Учительницу первую свою большинство из нас помнит всю жизнь. А инструктора по вождению? Между тем умение управлять автомобилем так же естественно для современного человека, как умение читать и писать. Уточню: управлять грамотно. Так кто же он, инструктор по вождению?

На днях я встретился с одним из признанных «педагогов руля» — Виктором ПЕТРОЧЕНКО. Он преподает в одной из старейших автошкол в Минске.

— Виктор Иванович, посмотришь на хаос, царящий на некоторых наших улицах, и кажется, что не каждому дано водить машину.

— Я бы так не сказал. Просто одному нашей программы из 29 часов вождения хватает, а другому, чтобы научиться, нужно 129. Но в результате все равно человек поедет. У меня уже сколько было таких примеров. Феномен — Тамара Семеновна, сейчас в Израиле живет. Мы с ней отработали 4 программы подряд. После первой — ноль, второй — уже нечто. А сейчас она с успехом ездит на «Лексусе». Иврит выучила за 2 месяца, представляете? А вот вождение ей давалось поначалу тяжело.

Автомобилем управлять научиться можно. Другое дело, как водить. Опыт приходит с годами. Чем больше человек ездит за рулем, тем лучше это получается.

— 29 часов программы — это все–таки много или мало? И сколько нужно, чтобы после школы человек за рулем не представлял опасности для себя и других?

— В принципе, большинству 29 часов обучения хватает. Просто нужно изменить подходы. Я уверен, что маршруты, которые нам определяют в ГАИ для обучения вождению, — это не то, что нужно. Потому что, если каждый день ездить только по этим маршрутам, курсант выучит и знаки, и даже ямы на дорогах. А приезжаем на экзамен в ГАИ — и люди теряются.

— Говорят, работа инструктора очень опасна?

— Конечно, какое бы двойное управление ни было, а риск есть, ведь за последствия ДТП отвечает инструктор. Я учу, как нужно ездить, и тут же курсант видит, как другие водители нарушают правила. Нужно перестроиться, например, на соседнюю полосу движения, но никто не пропускает, уважения на дорогах нет абсолютно. Редчайший случай, когда кто–то остановится и пропустит учебную машину. Чаще наоборот: сигналят, подрезают, показывают непристойные знаки. Ужасно! Посигналили — курсант испугался, бросил сцепление, мотор заглох. Тут же опять крики, сигналы. Только начал движение — обходят машину, и по тормозам. Раньше кто больше всего нарушал? Молодежь на мотоциклах. Сейчас же она пересела на автомобили.

— Как же вы со всем этим уживаетесь?

— Кто больше всего попадает в неприятные ситуации? Тот, кто лихачит или чересчур осторожничает. Поэтому мы учим курсантов находить золотую середину. Тем не менее были случаи, когда в наш автомобиль въезжали. Хотя и буква «У» на крыше, и на бортах надписи, и ездим со светом. Но опасность всегда сзади. Скажем, курсант вместо газа вдруг резко нажал на тормоз. В это время водитель идущей следом машины чуть зазевался — и готово. Поэтому постоянно надо быть начеку. Но не помню случая, чтобы в нашей школе был инструктор виноват. (Стучит по дереву.) А вообще, учу так, чтобы не бояться встретиться с бывшим учеником на узкой дороге.

— А ваши курсанты после окончания школы попадали в аварию?

— Один случай я знаю наверняка. Был у меня очень тяжелый парень. Его раздражало, что я учил ездить по правилам. Увидит, как кто–то проехал на красный, восхищается: «Вот здорово!» Выехал кто–то на встречную полосу: «Молодец!» А когда сдавал экзамен, то сам «посрубал» все стойки. Дали ему вторую попытку — он посмотрел на меня умоляюще: «Как, вы говорили, тут проехать?» С грехом пополам права получил. А потом коллега видел этого бывшего курсанта — где–то под Брестом его машина лежала в кювете...

— Кто в основном идет сейчас учиться?

— Молодежь и девушки. Есть группы, где 34 девушки и один парень. Людей постарше — 2 — 3 человека на группу. Почему идут учиться? Автомобиль — это, во–первых, модно, а во–вторых, доступно.

— А хорошо ли это — женщина за рулем, не опасно рядом с ней?

— У меня мнение твердое: девушки ездят гораздо лучше и аккуратнее, чем парни. Они лихачат, особенно если девушка у него в машине. И обучать женщину намного проще, потому что как показываешь, так она себя и ведет. А парня, как правило, уже кто–то учил: кум, сват, брат, друг. Но учил неправильно! Приходится переучивать, чтобы он сдал экзамен и ездил, не нарушая. Но он злится: мол, я уже все умею. Сколько раз такие «знатоки» приезжали потом и говорили: «Все–таки правильно вы нас учили, именно так и надо ездить».

— Как же так: пока курсанты — дисциплинированные, а получают права — справа и слева подрезают?

— Наша школа государственная. А есть коммерческие. Там деньги взяли, а мастерства не дали. Отсюда все беды. С другой стороны, если вспомнить советские времена — кто покупал автомобиль? Обычно человек уже в возрасте. Он лихачить на дороге не будет. А сейчас только сыну 18 годков исполнилось, дарят ему иномарку. Да еще и говорят: «Разобьешь — купим другую». От такого отношения все беды. А еще пытаюсь развеять убеждение, что, мол, куплю для начала дешевенькую иномарку, добью ее, а потом буду правильно ездить на хорошей машине. Я категорически против. Сразу надо покупать хорошую машину, тогда и ездить будешь аккуратно.

— А вы сами так же ездите, как учите?

— Может, это работа меня дисциплинирует. Я когда с семьей еду, дочери иногда говорят: «Папа, ты ведешь машину, как твои курсанты. Нажми на педаль — будем первыми на светофоре». Зачем? Первый я или второй, эти 5 секунд меня не устроят. А последствия могут быть плачевными. Класс вождения определяется не скоростью, а аккуратностью.

— Своих детей так же учите?

— У меня две девочки, водят с 6 лет. До педалей еще не доставали, я сажал их на колени, а они командовали: папа, выжимай сцепление, буду переключаться. Галине 22 года, Василине — 20. Старшая водит изумительно. У нее тяга к этому, не могла дождаться, пока исполнится 18 лет, чтобы права получить. А младшая водит машину, но желания получить водительское удостоверение у нее нет. Говорит, будет муж возить. Жена тоже не горит желанием водить автомобиль.

— А сами вы где учились?

— В средней школе, в Калининграде. Еще 18 лет не было, как в 1975 году я получил водительское удостоверение. Обучался на грузовом ГАЗ–51. Преподаватель, Кузьма Петрович, говорил: «Хлопцы, пропадает за лето полторы тонны бензина, приходите, учитесь». И мы приходили. Но шофером очень не хотел быть, мечтал о море. Однако военком направил в Печи под Борисов, там служил в автороте, опыт приобрел. Потом на автобусе работал, на целине. А с 1996 года — в автошколе. Некоторые здесь по 30 лет работают. Непререкаемый авторитет Анатолий Болеславович Мазуркевич тут со дня основания.

— Что же привлекает? Зарплата ведь небольшая.

— Да, и романтики маловато. Спокойной работу тоже не назовешь. Устаешь морально очень сильно. Иной раз так, что после смены газету почитать не хочется... Хотите, расскажу, ради чего я работаю? Была у меня способная курсантка Марина Васильева, ездила очень хорошо. А года через полтора ко мне пришла заниматься девушка и говорит: «Научите водить так же, как Марину Васильеву». Однако к каждому курсанту нужен индивидуальный подход.

— Это как?

— Расскажу, как инструктор не должен поступать. Девочка включает первую передачу — и начинаем движение. Говорю: «Может, включим вторую?» Соглашается, а сама «пилит» на первой. Я повторяю: «Вторую передачу». Ноль внимания. Еще раз напоминаю погромче. Она по тормозам и в слезы: «Чего вы на меня кричите? Я деньги заплатила не за то, чтобы ваш крик слушать». Так что надо быть психологом. У другого что–то не получилось — тут же заявляет: «Бросаю школу!» Человека надо уговорить. Начинаешь объяснять, но так, чтобы не обидеть. Сразу перевожу на себя. Я, например, тугодум, на каверзный вопрос сразу не отвечу. Надо подумать. Так же и курсант. Вот сегодня у меня были три парня, и все глохли на эстакаде. Приходится объяснять, показывать. Я знаю, что поедут. Но не все сразу.

— Какие курсанты вам особенно запомнились?

— У меня вундеркинд был — Даша Лысцова. Ей только исполнилось 18, и она сразу записалась в группу для тех, у кого навыки вождения есть. Сели в машину, она — прыг, прыг — и ничего. Думаю, зачем же ты сказала, что у тебя есть опыт вождения? Но на четвертом занятии она сразу поехала без запинки. Была у меня еще курсантка Таня Шепелевич — ездила изумительно, быстро и никого не подрезая. Я восхищался: сам бы так не смог.

— Вы все о девушках. А как складываются с ними отношения помимо вождения? Все–таки один на один в машине...

— Инструктор — как доктор. Я девушкам объясняю, что если опустил глаза, то это не значит, что разглядываю их красивые ножки. Мне важно, как эти ножки работают на педалях. И если шлейка какая съехала, мне до лампочки. Мне важна безопасность движения.

— Что ж, это, конечно, главное!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter