За последние два века в Беларуси обнаружено свыше тысячи кладов

Подземные сокровища

Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал найти клад. Вот так, чтобы копать картошку, бодро размахивая лопатой, или играть с ребенком в песочнице, строя сотую по счету башенку... На такие сценарии везет, понятно, единицам. Но точности ради стоит сказать, что в нашей истории кладоискательства случались казусы и похлеще. Есть примеры, когда свинья пятаком нарыла серебряную заначку, а сорока устелила старинными монетами свое гнездо. Причем наша земля и сегодня богата на удивительные артефакты.

Ченковский клад в экспозиции гомельского музея.
Фото автора

Одним из самых громких обретений нашего времени остается Вищинский клад, обнаруженный в 1979 году на территории Рогачевского района Гомельской области. Правда, тогда в этих местах работали не любители, а профессионалы — экспедиция исторического факультета Белорусского государственного университета. Однако и опытные люди были ошеломлены тем, до чего докопались. Непосредственный участник сенсационных событий кандидат исторических наук Алла Ваганова в той поездке была руководителем одной из групп археологической практики студентов истфака БГУ:

— Лето 1979 года. Мы находились в очередной экспедиции под руководством профессора Эдуарда Загорульского между деревнями Вищин и Кистени Рогачевского района на раскопках Вищинского замка. Это уникальный памятник древнерусского периода, который существовал с XII века, а в XIII был уничтожен.

В тот год задача экспедиции была трудоемкой — изучить мощный внутренний оборонительный вал феодального замка, который состоял из трех уровней. Вот здесь и предстояло вести работы под палящим солнцем. Алла Николаевна вспоминает:

— Открытие случилось 24 июля. Стояла жара. Время близилось к обеду. Ко мне подошли две студентки и попросили перевести их с глиняного вала на более легкий участок работы. Но нам уже нужно было уходить в лагерь на обед и менять площадку не имело смысла, поэтому я попросила: “Поработайте там еще немного”, а в шутку добавила: “Еще и клад найдете”.

Буквально через несколько минут с вала раздались возгласы: “Тут что-то металлическое!” Когда руководитель группы взглянула — не поверила. Из глины виднелись ушки колта, редчайшего древнерусского женского украшения. Вскоре вся экспедиция уже была на раскопе. Открылась удивительная картина: серебряные с позолотой бусы, подвески, браслеты, височные украшения, а еще впервые в одном комплексе гривны-слитки трех типов — киевские, новгородские и литовские. Ничего подобного на территории Беларуси не находили ни до, ни после того. Сегодня Вищинский клад, открытый с легкой руки двух студенток и их руководителя, можно увидеть в лаборатории музейного дела истфака БГУ, где он хранится и экспонируется.

Вищинский клад, обнаруженный  в 1979 году  на территории Рогачевского  района.
Фото истфака БГУ

Смех смехом, но клады “любят” возникать из ниоткуда. Совершенно случайно. Не ищет их человек. Просто работает. Роет котлован, ремонтирует дом или перепахивает поле под бульбу. Такие примечательные истории есть в багаже воспоминаний заместителя директора музея по научной работе Гомельского дворцово-паркового ансамбля Владимира Литвинова. В конце 1970-х тогда молодой специалист только начинал свои трудовые будни:

— Помню, осмотрел музейные фонды и появилась мечта: вот бы еще в наши экспозиции серебряную гривну, скифские наконечники стрел. Того, чего в музее не было, но на территории Гомельской области реально могло сохраниться.

И вот на дворе год Олимпиады в Москве. Звонок из музея Литвинову, который только отправился в отпуск: “Тут милиционер пришел. Нужна консультация”. Владимир Адамович приехал не откладывая. Говорит, появилось предчувствие:

— Признаюсь, у меня дух захватило. В руках у посетителя были две настоящие древнерусские шейные серебряные гривны — уникальные образцы городского ювелирного мастерства! Оказалось, еще год назад его отец — Дмитрий Михайлович Юрцов — во время полевых работ у поселка Козий Рог Буда-Кошелевского района нашел семь таких гривен и отдал сыну, чтобы тот показал специалистам. А у молодого человека все никак не получалось. И вот перед поездкой в Москву, куда отправляли милиционеров на время Олимпиады в помощь, жена настояла: или ты их отнесешь в музей, или я найду другое место этим “железякам”. Конечно, когда я увидел замечательно сохранившиеся артефакты, пережил настоящее потрясение. Ведь подобные находки единичны. Если и обнаруживались, то преимущественно в составе кладов — таких, как Вищинский.

Один из последних крупных кладов нашего времени — Ченковский — опять же оказался делом случая. В декабре 1999 года в курортном поселке Ченки под Гомелем велось строительство. Экскаватор рыл траншею для теплотрассы. Владимир Адамович возвращается в прошлое почти 20-летней давности:

Фото БЕЛТА

— В музей позвонили из милиции. Сообщили, что во время рытья траншеи работники “Гомельпромстроя” нашли старинные предметы. Идет разбирательство. Конечно, то, что мы увидели, трудно описать словами. Богатейшая церковная утварь XVIII — начала XX века, поднятая в окрестностях былого Макарьевского монастыря, который располагался в этой местности.

Жемчужина клада — большой потир. Эта 2-килограммовая серебряная чаша для причастия, покрытая золотом, являла собой редкий образец старинного ювелирного искусства. Впечатляли и другие предметы церковной дароносицы — звездица и набор малых потиров, лжицы, дискосы, а также кресты-энкалпионы, в которых хранились мощи святых, серебряные оклады для икон. Основная часть клада сегодня представлена в экспозиции музея дворцово-паркового ансамбля “Домовая церковь”, а некоторые предметы, поврежденные ковшом экскаватора — например серебряные кресты, до сих пор ждут реставрации.

Прошлый год был богат на археологические события. Дорогого стоит обнаруженное в витебском Подвинье крупное поселение эпохи викингов, ставшее бесспорным свидетельством: отрезок пути “из варяг в греки”, соединивший скандинавский север с византийским югом, начал формироваться именно на белорусской территории.

Но, пожалуй, самым удивительным обретением минувшего сезона стало бронзовое ожерелье с медальоном, относящееся к I веку до нашей эры. Находка удалась исследователям из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций и Санкт-Петербургского Эрмитажа, которые вместе вели работы у деревни Горошков Гомельской области.

Сейчас у археологов в разгаре очередной полевой сезон. На Гомельщине, к примеру, экспедиции работают в Лоевском, Речицком, Рогачевском, Калинковичском районах. Надо полагать, нынче тоже не обойдется без знаковых исторических находок. Кто знает, быть может, свою лепту в это дело внесет и непредсказуемый счастливый случай. Когда не думал, не искал — и вот он: мешок с золотом...

dralukk73@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter