Как жителям Минского района, нуждающимся в гемодиализе, добираться до столицы

Подвоз и ныне там

Как жителям Минского района, нуждающимся в гемодиализе, добираться до столицы?
Пациенты, лежа на кровати, читают газеты, смотрят кино или дремлют под убаюкивающие монологи из телевизора. Как в санатории. Но не дай бог попасть на такой «отдых». Потому что это — зал гемодиализа. Здесь аппараты помогают людям, чьи почки уже не работают. Исколотые вены, слабость, приступы беззащитности и безысходности. Безысходность обостряется, когда больным по дороге на диализ вдруг становится плохо. Долгие поездки на общественном транспорте и для здоровых людей — испытание. А тут инвалиды 1-й группы. Такова проблема жителей Минского района, нуждающихся в гемодиализе. Некоторые из них ездят на процедуру в Минскую областную больницу на рейсовом автобусе. Три раза в неделю. 



Сергей Герасимович (на снимке слева) на диализе уже седьмой год. Из агрогородка Замосточье до больницы добирается два с половиной часа: сначала на рейсовом автобусе, потом — на городском и на метро, то есть с пересадками. Плюс ожидание на остановках. «И если утром, до процедуры, переношу дорогу сносно, — говорит он, — то после диализа домой еду в полуобморочном состоянии. Сколько раз в пути «скорая» откачивала. Особенно летом, в жару. Давление скачет, в висках стучит, падаю прямо в автобусе». 

От Замосточья до Минска, конечно, недалеко, и добраться в больницу на машине можно всего за полчаса. 

Проблема в том, что пациент «со стажем» за руль в последние годы садиться уже не решается: сильная слабость, давление... Вот и проводит по 5 часов в день в автобусах. Плюс четыре часа на диализе — и день, считай, выброшен. Точнее, три дня каждой недели.

У Надежды Николаевны из Заславля схожая проблема. Ее 36-летнего сына Александра с трех лет съедает сахарный диабет. Он уже почти не видит, вдобавок развилась нейропатия — когда трудно ходить. Да и вообще, представьте — такой «стаж» серьезнейшей болезни... «Вот сегодня утром собирались ехать в больницу, захожу к Саше в комнату — он без сознания лежит. И это не первый раз», — говорит мать, живущая в сильном напряжении и душевной боли больше 30 лет. Это тяжело. Особенно когда Надежда Николаевна болеет сама и не может отвезти сына на диализ. Приходится вызывать такси и платить по счетчику от Заславля до Минска. Притом что пенсия по инвалидности у Александра — чуть меньше двух миллионов. 

Из Минского района на диализ в областную больницу ездят 37 человек. Да, многие из них живут совсем рядом, до больницы рукой подать. Но есть и такие, как Сергей Вадимович, которые периодически теряют сознание в долгих поездках и душных автобусах. И такие, как 36-летний Александр, болезнь которых сделала жизнь родственников полностью зависимой. 

«Конечно, для нас государство очень многое сделало и продолжает делать. Это и хорошие аппараты диализа, и неравнодушные медработники… Но вот то, что нет подвоза в больницу, вызывает иногда просто отчаяние», — признается  Сергей Вадимович. 

Так как же быть? Проезд в общественном транспорте для инвалидов 1-й группы (а она есть у всех пациентов диализа) бесплатный. Но это, как видим, не снимает проблему. Больные нуждаются именно в подвозе. В поисках выхода они обращались за помощью в Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района. Но, увы, там им ничем не смогли помочь. Проблема в том, что в районе нет услуги социального такси.  

В прошлом году пациенты обратились к председателю Минского облисполкома Семену Шапиро. «Надо пойти людям навстречу и решить этот вопрос», — пообещал руководитель области.

Кое-что уже сделано. Минский областной Совет депутатов принял решение компенсировать людям с таким диагнозом стоимость проезда к месту оказания специализированной помощи, а тем, кто из-за слабого здоровья не может ездить на общественном транспорте, — стоимость топлива.

«Человек представляет чеки за топливо, и мы возвращаем ему деньги, — рассказывает начальник отдела материально-бытового обеспечения управления по труду, занятости и соцзащите Минского райисполкома Надежда Гарнашевич. — Правда, оплачиваем израсходованный бензин только в пределах стоимости  проездного билета. Скажем, пациент добирается в Минск из Заславля. Мы прокладываем маршрут: поездка на рейсовом транспорте плюс на общественном — в обе стороны и трижды в неделю. Потом суммируем стоимость билетов за неделю и умножаем на число процедур в месяц. Таким образом, возвращаем эту сумму в конце месяца.

Это, конечно, дело хорошее, но все равно проблема остается… Ведь никакая компенсация не поможет тому, кто просто не в состоянии ехать за рулем в больницу сам и уж тем более оплатить подвоз.

«Мы предлагали разным организациям-перевозчикам заключить с нами договор по соцзаказу, чтобы наладить в области работу социального такси. И здесь речь не только о помощи пациентам диализа, речь о поддержке всех инвалидов, нуждающихся в подвозе, — говорит заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Тамара Трубчик. — Подобным образом, например, организовали услугу соцтакси в Солигорске: при поддержке местного исполкома, а также спонсоров. Но, к сожалению, в Минской области никто из перевозчиков пока не откликнулся. Работу продолжим. Кроме того, выступим с предложением внести в Госпрограмму «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан на 2016—2020 годы» пункт о том, чтобы в области обязательно появилась услуга соцтакси. И чтобы она оказывалась с поддержкой местных исполкомов». 

Итак, ясно как день: социальное такси не роскошь, а спасительное средство передвижения. Очевидная насущная необходимость. И, похоже, Минский райисполком готов здесь помочь.  

«Формируя бюджет района на следующий год, мы  заложим в него средства на покупку автомобиля для работы социального такси», — подтверждает заместитель председателя райисполкома Владимир Королько. 

Понимание есть. Будет ли дело? Тут главное — помнить: как бы просто ни было решить проблему административно, всегда поможет пресловутый человеческий фактор. На нем весь мир стоит. И потом: никогда ведь не знаешь, что случится с тобой завтра. 

snatw3@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter