Почему кафе и рестораны Беларуси не готовят постные блюда

Подвох в тарелке

Почему в белорусских ресторанах так сложно найти блюда для соблюдающих Рождественский пост?
В очередном выпуске «Субботнего прилавка» мы исследовали меню в Рождественский пост. Соблазнов отведать жирную, с острыми приправами пищу сотни. Да и на работу или в командировку не каждый может захватить «ссобойку» из постной еды. При монастырях, как правило, работают пекарни, которые пекут вкусный постный хлеб. Но его продают только в церковных лавках. 

А какие яства предлагают потребителю предприятия общественного питания? Какой ассортимент блюд для тех, кто строго придерживается постов? Корреспонденты «СГ» изучили меню кафе и ресторанов Минска, Минской, Могилевской, Гомельской и Гродненской областей. 

Сейчас идет Рождественский пост. Он длится 40 дней и закончится 6 января. Пост не такой строгий, как Великий или Успенский. Хотя ограничений в режиме питания тоже немало. Что можно употреблять в пищу и чего нельзя?

Пресс-секретарь протоиерей Белорусской православной церкви Сергий Лепин рассказал:

— Во вторник и четверг нельзя употреблять пищу с растительным маслом. В любой день можно есть хлеб. Но не приготовленный на масле и не ситные булки. Исключены сдобные пирожки, а также мясо, сливочное масло, молоко и молочные продукты, яйца, сало. 

Из мясного разрешены рыба и морепродукты — кальмары, осьминоги, креветки. Исключение — среда и пятница, а также сочельник. Насчет рыбы, поджаренной на сливочном масле, лучше конкретно говорить со своим духовником. 

С домашним приготовлением такой еды — дело понятное. В магазинах и на рынках нет дефицита круп, рыбы, хлеба. Покупай и готовь. 

В управлении торговли Белкоопсоюза пояснили, что магазины предлагают постные продукты, которыми можно заменить скоромную пищу. Это отруби и зерновые хлебцы, отрубной, солодовый хлеб, постные пирожки, выпечка, мука пшеничная и ржаная цельнозерновая, макароны из муки твердых сортов пшеницы, десерты и сладости. В ассортименте маргарины и спреды на растительной основе, крупы, фрукты и овощи, орехи и семена, сухофрукты, грибы замороженные и сушеные, бобы, рыботовары.

А блюда из каких ингредиентов можно попробовать в столовых и кафе?

В отделе общественного питания Белкоопсоюза рассказали, что в большинстве объектов общепита, оборудованных кухней, посетителям предлагают постные и диетические блюда. Они представлены как отдельно выделенной страницей в меню, так и в общем перечне блюд. Это холодные закуски — салаты из свежих овощей, ассорти из квашеных, соленых, моченых и маринованных овощей, горячие блюда — отварные, припущенные, тушеные овощи, блюда из круп, супы — овощной бульон, грибной суп и другое.

В Минске более двух тысяч предприятий общепита. Только в 15 местах я отыскал блюда, приготовленные без свинины, говядины, птицы, яиц и молочных продуктов. Стоимость комплексного обеда из таких ингредиентов в среднем 50—80 тысяч рублей.

В Червене в ресторане постное меню не предусмотрено. Самый идеальный вариант поесть в пост — столовая. Обед обойдется в копейки — 6—8 тысяч рублей. Он состоит из салата, супа, гречневой каши и огурчика. 

Правда, в этом заведении к постному меню почему-то причислили «легкий куриный супчик с рисом». Кстати, с подобным явлением мы столкнулись в одном из кафе Минска. 

Чувствуется, что о церковных канонах знают не на всех предприятиях общепита. Ведь курицу строго запрещено есть в пост! Для вегетарианцев это подходящая пища. А для постящихся — отнюдь. Клиенту нужно внимательно смотреть, чтобы религиозно не подкованные официанты не принесли такие блюда. 

Отдельное постное меню в кафе «Березка» Славгородского райпо. Для примера приведем угощения на обед. Три блюда — салат из помидоров, рисовый суп, жареная рыба, пюре с баклажанной икрой — 15—20 тысяч. 

— Мало верующих ходят в кафе. Поэтому постное меню спросом не пользуется. Заказов за день — всего 5 порций. Хотя блюда дешевле в среднем на 8 тысяч, — рассказал председатель правления Славгородского райпо Сергей Дмитрачков. 

А какая ситуация на Гомельщине и Гродненщине? В придорожном мини-кафе «Надежда» возле деревни Борщевка Речицкого района постное меню отдельно не выделяют. В этом руководство кафе не видит надобности. 

Блюда и так здесь пользуются спросом. Даже в Рождественский пост нет недостатка в посетителях. Приезжают из ближайших сел, Гомеля, Речицы. Отмечают дни рождения, юбилеи, корпоративы. Только свадьбы в эти дни не назначают. 

А вот в Волковысском филиале Гродненского областного потребительского общества заранее продумали список постных кушаний для общественного питания. Четыре точки размещены в районном центре, две — в городском поселке Россь и одна — в агрогородке Дубовцы. В ассортименте более двух десятков наименований холодных закусок, первых и вторых блюд. 

— Среди самых популярных — рыба по-русски, под овощами, салат-коктейль из креветок, салат «Несвижский», суп-пюре из брокколи или цветной капусты, картофель праздничный, картофельные дольки. Есть и эксклюзивное блюдо собственной разработки — «Сельдь от Валентины». В отличие от традиционной сельди под шубой, в качестве ингредиентов — изюм, томат, уксус, — рассказывает начальник отдела общественного питания филиала Татьяна Овсейчик. 

Цены на постные блюда в семи объектах общепита Волковысского филиала – от 15 до 27 тысяч рублей. Они не отпугивают и рассчитаны на небогатого посетителя. 

Правда, в общем меню ресторанов, баров, столовых и кафе постные кушанья занимают меньшую часть. Поскольку, несмотря на Рождественский пост, постятся далеко не все посетители объектов общественного питания. Большинство все же предпочитает мясную пищу, поясняют в Волковысском филиале облпотребобщества. 

Итак, подытожим. В редких предприятиях общепита отдельно в меню предлагают постные блюда. В большинстве случаев это всего лишь диетическое питание. Причем клиенту приходится быть гастрономическим цензором. Подробно изучать состав, чтобы в нем не оказались запрещенные в пост продукты. 

А это не всегда удобно. В ассортименте магазинов общественного питания в среднем около 15—20 блюд. Хорошо, если официант знает, что можно в пост, и может сориентировать клиента. Но так не всегда происходит.

Почему же в отдельных кафе и ресторанах не продумают маркетинговую политику постных блюд? Ничем, кроме прибавки популярности, а значит, и посещаемости, это не грозит. Стало быть, недорабатываем, упускаем клиентов…



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter