Подвига отцов и дедов достоин

В НАЧАЛЕ ноября 1942 года, когда до освобождения нашей республики оставалось еще около полутора лет, в Москве в Государственном историческом музее открылась выставка «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет Советской!», где были собраны сотни документов, фотографий, художественных произведений, личных вещей воевавших, рассказывающих о массовом героизме и всенародном подвиге жителей Беларуси. Ее экспозиция пополнялась вплоть до 1944 года, когда ее перевезли в Минск. Экспонаты московской выставки и легли в основу фонда Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны — первого и до сих пор крупнейшего в своем роде на всем постсоветском пространстве. Он распахнул свои двери уже 22 октября 1944 года. Тогда в еще не отстроенной столице это было практически единственное учреждение культуры.

Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны: между прошлым, настоящим и будущим.

В НАЧАЛЕ ноября 1942 года, когда до освобождения нашей республики оставалось еще около полутора лет, в Москве в Государственном историческом музее открылась выставка «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет Советской!», где были собраны сотни документов, фотографий, художественных произведений, личных вещей воевавших, рассказывающих о массовом героизме и всенародном подвиге жителей Беларуси. Ее экспозиция пополнялась вплоть до 1944 года, когда ее перевезли в Минск. Экспонаты московской выставки и легли в основу фонда Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны — первого и до сих пор крупнейшего в своем роде на всем постсоветском пространстве. Он распахнул свои двери уже 22 октября 1944 года. Тогда в еще не отстроенной столице это было практически единственное учреждение культуры.

– ФОРМАЛЬНО музей появился чуть раньше — сразу после парада партизан 16 июля. Но потом еще какое-то время его первые сотрудники готовили экспозицию к открытию. Интересно, что многие из тех людей были бывшими подпольщиками, партизанами и видели войну собственными глазами, испытали на себе все ее ужасы, что, конечно, нашло свое отражение в музее, — рассказывает заведующая экспозиционным отделом Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Анна Галинская, к которой обратилась «БН» со своими вопросами об истории уникального музея.

Созданный в годы военного лихолетья музей получил свою первую прописку на площади Свободы — символично для учреждения, отражающего историю борьбы народа за свободу и мир. Именно сюда члены специально созданной еще в 1942 году комиссии по сбору документов и материалов Великой Отечественной войны, сами люди — воевавшие солдаты, партизаны, их родственники — приносили личные вещи и документы. Среди первых поступлений — личные вещи героев Тихона Бумажкова, Константина Заслонова и других видных организаторов партизанского движения на территории нашей республики. Эти экспонаты — особая ценность по сей день.

В ТЕМУ

Строительство нового здания музея Великой Отечественной войны в Минске идет в точном соответствии с графиком, сообщил заместитель Премьер-министра Анатолий ТОЗИК. На возведение этого значимого для страны объекта расходуются не только бюджетные средства, но и деньги, заработанные на республиканских субботниках в 2011 и 2012 годах.

Часть экспозиции откроется для посетителей уже к 9 мая 2013 года, а полностью музей Великой Отечественной войны заработает к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 2014 году.

— Это будет объект, достойный подвига наших отцов и дедов. Наши предки вели себя достойно, защищали родную землю и сберегли ее для нас. Воспитывать патриотов без знания истории невозможно, — уверен Анатолий Тозик.

Важное значение имеют все же первые, сохраненные для музея еще во время войны, экспонаты. Большую ценность для сбора материала с оккупированной территории Беларуси играл так называемые Витебские ворота — 40-километровый разрыв в линии фронта между российскими городами Велиж и Усвяты, образовавшийся в ходе успешных боевых действий Красной Армии зимой 1941—1942 годов и белорусских партизан. «Ворота» напрямую соединяли советский тыл с северо-западными районами нашей республики, через них осуществлялась связь между центральным руководством и партизанскими соединениями.

— Командиры бригад и отряды имели возможность передавать различные документы (всевозможные списки, описи вооружения), многие из которых попадали в комиссию по сбору материалов о войне. Эти люди тогда даже не думали, что их рукописи позднее окажутся в музее, — говорит Анна Галинская.

В первый год существования музея экспонатов набралось только на две выставки: вооружение белорусских партизан и военная печать. Осенью 44-го к ним добавились будка караульного, ворота, носилки из фашистского концентрационного лагеря в Малом Тростенце около Минска, предметы камеры пыток. Они позволили в 1945 году создать новую выставку о гитлеровском оккупационном режиме на территории Беларуси.

Потом эти выставки легли в основу постоянной экспозиции, поясняет специалист музея.

На веку музея было еще два переезда. В 1964 году с площади Свободы он переместился в здание нынешнего Национального музея истории и культуры Беларуси, а еще через два года — на Октябрьскую площадь, где находится и по сей день.

НО СОВСЕМ скоро его ждет новый переезд. Планируется, что в канун семидесятилетия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков распахнет свои двери новое здание. И этот переезд, пожалуй, будет сложнейшим: за более чем семидесятилетнюю историю в фондах музея скопилось свыше 140 тысяч ценных экспонатов.

И хотя до переезда еще далеко (на проспекте Победителей еще только возвели бетонный каркас нового здания музея, на строительство которого вся страна дружно зарабатывала деньги на прошедшем недавно Республиканском субботнике), но сотрудники музея сейчас заняты в первую очередь именно подготовкой к этому столь важному событию.

— Все свои силы мы отдаем созданию новой экспозиции. Разрабатываем концепцию, составляем композиционные комплексы — работы еще очень много, — признается Анна Галинская.

И действительно, это будет не просто рядовой переезд, когда нужно собрать вещи, перевезти их и разложить заново, а полная модернизация и реконструкция всего музея. Во-первых, в нем не будет такого количества привычно размещенных на стенах фотографий погибших и спасенных, рядовых и командиров, героев и просто активных участников, сопровождающих сейчас посетителей по всему музею. Чтобы музей приобрел современное лицо, но вместе с тем и не отклонился от своей главной задачи — чтить память каждого, кого коснулась война, — там разместят ЖК-экраны и так называемые инфоматы, которые станут выдавать всю информацию, имеющуюся в музее, о запрашиваемых людях.

Появится также несколько новых залов. В их числе зал философской инсталляции «Мир и война».

— Сейчас у нас действует стационарная выставка «Пролог». Но в новом здании это будет отдельный зал, который мы назвали «Мир накануне войны». Здесь посетители увидят всю картину тех дней: социальную, политическую и культурную жизнь общества, — рассказывает специалист музея.

Еще один новый зал — «Дорога войны». Здесь будет собрана боевая техника Красной Армии 1941—1945 годов. И, что интересно, будет реконструирован конкретный исторический сюжет, тщательнейшим образом продумана драматургия, за счет чего создастся впечатление реальности происходящего, когда на посетителя будет идти танк, на его соседа направлена пушка.

— Самой яркой здесь будет реконструкция подвига, огненного тарана братьев Кричевцовых, которые направили свой подбитый танк на танк противника, — приводит пример Анна Галинская.

Совершенно по-новому будет смотреться тема «Восстановление». Если раньше в музее после экспозиции об освобождении Беларуси сразу переходили к освободительной миссии в Западной Европе, штурму Берлина, то сейчас пробел о том, как республика возрождалась из пепла, будет устранен.

В кругу новых залов и «Наследники победы». Эта экспозиция посвящена участию воинов-белорусов и воинов белорусского военного округа в послевоенных и локальных войнах и конфликтах и отражению роли силовых структур в обеспечении безопасности Беларуси.

Кроме того, в новой экспозиции больше внимания будет уделено истории гетто.

— Мы осветим создание минского гетто, создание гетто в других городах Беларуси. Расскажем о погромах и массовых расстрелах людей. Отдельно расскажем о спасении евреев, их восстании в гетто. Здесь большую помощь нам оказал председатель союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Леонид Левин, — рассказывает Анна Галинская.

Разумеется, чтобы все это осуществить, в музее расширят штат сотрудников, ведь появятся не только новые залы, но и новые отделы.

ЧТО Ж, работа масштабная. Но возникает логичный вопрос: будет ли востребовано все то, что затеяли в музее?

— Я бы не сказала, что за последние годы посетителей стало меньше. Просто они стали другие, и мы должны подстраиваться под них. Интерес к войне по-прежнему есть. Нас все чаще просят организовать тематические экскурсии. Например, оккупационный режим, партизанское движение, освобождение Беларуси, — говорит Анна Галинская.

По словам специалиста, современный музей должен быть социально-культурным центром.

— Чтобы соответствовать этому статусу, мы планируем создать музейно-педагогические станции. Что это такое? В выставочном зале, где экспозиция будет в виде какого-то замкнутого пространства или пространства, удаленного от всех экспозиционных блоков, мы организуем импровизированные классы, стилизованные, к примеру, под лесную партизанскую школу. Сюда сможет прийти со своими учениками учитель истории и здесь же провести тематический урок.

Сотрудники рассчитывают, что новый музей привлечет еще больше иностранных туристов.

— Я как-то водила группу из Норвегии, и один из туристов, который сам был родом из Украины, но уже много лет жил в Норвегии, сказал мне: «Вы знаете, что характерно для ваших музеев? У них есть душа!» И вот сейчас наша главная задача сохранить в новом здании эту душу, — подытожила рассказ Анна Галинская.

Яна МИЦКЕВИЧ, Николай  ВОЛЫНЕЦ, специальные корреспонденты «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter