В НХМ открылась персональная выставка известного белорусского художника Егора Батальонка

Подвиг цветка

Вчера в Национальном художественном музее открылась персональная выставка известного художника Егора Батальонка. Место проведения говорит само за себя. Это признание заслуг, цельность творчества, свой голос, а точнее, стиль... Вручены букеты, прозвучали теплые слова, пожелания здоровья и дальнейшей творческой деятельности, удач и свершений на том пути, по которому мастер идет пятьдесят лет. Хотя, на мой взгляд, художнику следует зачислять в творческий путь всю его жизнь, от самых первых дней. Ведь кто знает, откуда он берет вдохновение? Может, из детских воспоминаний, когда взгляд ясен и еще не замутнен чужим опытом?


Вы видели когда–нибудь старые фрески в заброшенном храме, стоящем среди поля? Даже дороги к нему нет. Трава под ветром колышется, облака летят, пчелы жужжат, но время остановилось. Смотришь на частично смытые дождями, снегом и временем полустертые лики святых. Вроде бы и сохранилось мало. Вот какую–то фигуру удается рассмотреть в простенке. Не знаешь, кто это, понять сложно — ангел изображен, грешник, а может, святой? Все какое–то расплывчатое, не очень четкое, а сердце начинает дрожать, дух захватывает.

Небольшие, жемчужных оттенков пейзажи и натюрморты Батальонка напоминают мне старые фрески.

Казалось бы, ну что нового можно открыть в таких традиционных жанрах, как пейзаж и натюрморт. Все давным–давно сделано великими предшественниками, все дорожки протоптаны, метафоры собраны и по полочкам разложены. Так оно и есть, но лишь в том случае, когда у художника нет своей философии. Нет ответов на вечные вопросы: что такое хорошо, что такое Родина, дом, мать, хлеб, поле, дорога, дерево, вода, небо?.. И еще много вопросов, которые мы часто даже боимся себе задавать.

Батальонок на эти тяжелые вопросы ответы ищет и находит. Где–то его работы успокаивают. Это все равно как поговорить со стариком и ребенком. Нового ничего не услышишь, но волноваться перестанешь, задумаешься, вздохнешь. Глаза прикроешь, и о своем, о самом дорогом вспомнишь: родители, дом под цветущей яблоней и розовыми облаками, дорога к нему, леса, озера и реки, колодец, кувшин с молоком... И все это милое и дорогое не проносится перед глазами, не проскакивает, как в современных клипах, а движется медленно. Как те же воспоминания, уже очищенные от мелких деталей, промытые временем. Живопись Егора Батальонка спокойна и медитативна. В ней нет суеты, мельтешения, кричащих красок. Каждый, даже маленький холст — картина со своим содержанием, а не этюд, передающий сиюминутное состояние и настроение.

Названия просты, без претензий: «В минорном пространстве», «Остров», «Осенние поля», «Над озером», «Необычный вечер», «Берег осени», «Выгон», «Теплые дни», «Праздник весны»...

Есть универсальная формула искусства, которая вмещается в три строчки. Написал их великий японский поэт Мацуа Басё:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по–своему,

В этом высший подвиг цветка!

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 162 (25044). Четверг, 25 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter