Подвести базу

Почему соцобъекты становятся «непрофильными активами»?

Верно служившие работникам предприятий социальные объекты становятся «непрофильными активами». Почему?

Продажу собственности СП ОАО «Спартак» — базы отдыха, расположенной в красивом сосновом бору в 22 километрах от Гомеля, в минувшем году санкционировали собрание акционеров и наблюдательный совет предприятия. Впрочем, решение выставить «Зеленый луг» на аукцион не стало для большинства спартаковцев неожиданностью. Приняв последних отдыхающих летом 2009 года, построенный в 60—70-х годах минувшего столетия этот образец «совдеповского классицизма» с тех пор ожидает решения своей дальнейшей судьбы. Из 34 прежних сотрудников здесь посменно сохраняют коллективное имущество от дальнейшего упадка четыре сторожа и столько же кочегаров.

Вопрос: «Почему именно спартаковский «Зеленый луг» так заинтересовал республиканскую прессу?» — пришлось услышать при посещении фабрики не однажды. Собеседники намекали: подобных примеров вокруг — десятки. Действительно, продажа «Зеленого луга» — показательная иллюстрация наблюдаемого процесса, когда годами верой и правдой служившие работникам предприятий социальные объекты в одночасье становятся для коллективов непрофильными активами. «Процесс пошел» не сегодня, даже не вчера — старт ему дали известные общественно-политические потрясения 90-х и «нулевых» годов. «Эстафета» свертывания ведомственной соцсети передалась веку нынешнему. Под прессом экономических неурядиц не одному промышленному субъекту в последние годы пришлось «отцеплять» от своего состава ставшие для них кандалами вагоны «социалки» — детские лагеря, базы отдыха, учреждения культуры и образования. Гомельщина не исключение.

В облисполкоме мне очертили масштабы «движения» непрофильных активов. За малым исключением, в регионе завершена передача в коммунальную собственность ведомственного жилья. Приняты на бюджетное содержание предложенные предприятиями дошкольные, культурные и спортивные объекты. Более сложное положение с отчуждением загородных баз отдыха и оздоровительных лагерей. Особенно незавидная судьба оказалась у тех из них, где кроме зданий оказались разрушенными инженерные сети и коммуникации. В территориальном фонде госимущества конкретизировали: за последние пять лет здесь занимались продажей 17 ранее закрытых детских лагерей и баз отдыха, относящихся к республиканской и коммунальной собственности. Значительная часть их бывших и настоящих собственников именно субъекты, оказавшиеся в незавидной экономической ситуации. Не удивительно, что выставляемые ими на торги объекты были в плачевном состоянии и представляли собой практически потрепанные временем и бесхозяйственностью руины. Как следствие, поиск новых хозяев для некоторых из них (примеры — бывший детский лагерь ЗИПа «Ион» и ОАО «Труд» «Лесная поляна») растянулся на годы.

Но в данном случае разговор не об экономических аутсайдерах. Знаменитый «Спартак», завершивший минувший год в финансовом плане хоть и несколько хуже ожиданий областных властей, но с приличной чистой прибылью, к этой когорте явно не относится.

— Если путевки в «Зеленый луг» предлагали, редко кто из работников отказывался, — сказала мне председатель профкома предприятия Лилия Филиппович.

Хорошо. Но тогда вопрос: не потеряют ли на «сладкой» фабрике с продажей базы отдыха, где в лучшие годы летом отдыхало около четверти из 2300 работающих в СП, весомый кусок традиционно солидного соцпакета?

Нынешний генеральный «Спартака» Олег Жидков с мнением об урезании соцпакета не согласен. Как аргумент, перечисляет предпринятые «компенсационные» шаги:

— В минувшем году только на отдых и оздоровление членов коллектива направили более 2,6 миллиарда рублей. 160 матерей с детьми оздоровили в санатории на Херсонщине, в белорусских здравницах с поддержкой предприятия подкрепили здоровье 36 работников, около 40 совершили тур на фабричном автобусе в Грецию...

Но ведь не зря говорят: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Сопоставимая «арифметика» финансовых затрат и количества отдохнувших вырисовывается в пользу собственной базы отдыха. Иной разговор — о качестве предоставляемого сервиса.

— Я с сыном отдыхала в «Зеленом луге» семь раз, — говорит бухгалтер «Спартака» с 30-летним стажем Людмила Рыдкина. — Кормили прекрасно. В остальном... Даже в основном спальном корпусе условия спартанские: душ, туалет — на этаже. Медпроцедур нет, развлечений — ноль. Есть, правда, рядом река, можно собирать грибы и ягоды. Но такой отдых, скорее, на любителя...

Побывав на базе, задался вопросом: согласился бы я даже при 20-процентной оплате стоимости путевки провести время в одном из шести сборно-щитовых домиков, где в наборе услуг лишь кровать с прикроватной тумбочкой? Вряд ли. Правда, говорят, два-три года назад прежние владельцы «Спартака» старались изменить условия отдыха рабочих. Для улучшения качества питьевой воды на территории базы пробили скважину, у нескольких домиков залиты фундаменты для возведения веранд с каминами, проведена экспертиза фундаментов основного спального корпуса с целью надстройки четвертого этажа. На том и остановились: «дирижером» в определении приоритетов спартаковцев стали новые жизненные реалии. На резонансном совещании по вопросам развития кондитерской отрасли Президент, по сути, обозначил «дорожную карту» для ее отечественных флагманов — «Коммунарки» и «Спартака». Ставка — на модернизацию, выпуск конкурентоспособной продукции, экспорт.

«Вагончик» гомельского предприятия к указанным «станциям», и это уже констатация факта, тронулся. В минувшем году на обновление производства направлено около 100 миллиардов рублей. В сентябре «Спартак» запустил линию по выпуску батончиков на основе нуги и мягкой карамели, заработало новое оборудование, производящее шоколадные плитки с начинкой «Люмьер» и квадратный шоколад с торговой маркой «Импрессо»… Стратегический проект нынешнего года — серьезное переоснащение вафельного производства. Цена вопроса — более 15 миллионов евро…

«Перрон» — база «Зеленый луг», попавшая под аукционный «молоток», — остался за бортом происходящих перемен. Направлять даже на примитивную «реабилитацию» объекта более десяти миллиардов рублей в нынешней непростой экономической ситуации акционеры «Спартака» посчитали нецелесообразным. К слову, первый аукцион по продаже «Зеленого луга» не состоялся: желающих выложить за лот 6,4 миллиарда рублей не нашлось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter