Какая бы схема получения взяток ни придумывалась, коррупционерам не удается избежать наказания

Подушка идет в зачет

Коллаж Олега Попова
Константин Олегович работал преподавателем кафедры физвоспитания в одном из могилевских вузов с 1987 года. О нем говорили: профессионал высокой пробы. Никто и предположить не мог, что его карьера закончится уголовным делом. Почему так произошло?

Некоторые не самые прилежные студенты без уважительных причин пропускали занятия по физвоспитанию. Прогулы приходилось отрабатывать в свое свободное время, что не каждому нравилось. Константин Олегович придумал, как избавить от неприятной обязанности студентов, а заодно и поправить за их счет свое материальное положение. 

Первокурсник Андрей никогда не отличался прилежанием — учебные пары прогуливал часто. Так что «хвост по физре» был не единственным. Как получить зачет? Константин Олегович пригласил молодого человека в свой кабинет и сделал «выгодное» предложение — купить у него… старую подушку. 

Андрей поначалу опешил, а потом, поняв что к чему, согласился на нелепое условие. Сошлись на пяти рублях. При этом преподаватель строго-настрого запретил студенту рассказывать кому-нибудь о необычной сделке.

Однако когда Андрей вернулся в общежитие, от переизбытка чувств громко хлопнул дверью, разбудив соседа по комнате Сергея. Тот подскочил, удивленно уставился на вошедшего, державшего в руке старую подушку, явно просившуюся на мусорку. Парень поинтересовался причиной хорошего настроения Андрея и тут же узнал, что приятель успешно сдал зачет, а неказистый предмет интерьера приобрел у преподавателя. 

Константин Олегович в это время также пребывал в хорошем настроении. Успешно проведя «финансовую операцию», он уже готовил товар для следующих аналогичных сделок. Всякого хлама у него накопилось немало: настенные часы без стекла, ветхая детская рубашка, дырявые майки и мастерки, спортивные штаны с вытянутыми коленками. Нашлись также две куртки, больше похожие на тряпки. 

Вскоре кабинет преподавателя превратился в подобие филиала магазина, торговавшего подержанными вещами. 

Незначительность сумм, которые удавалось получить от студентов, продавец компенсировал обширностью клиентуры. Некоторые учащиеся сдавали таким образом зачеты из семестра в семестр. 

Одному из молодых людей Константин Олегович сбыл сначала старый футбольный мяч за 15 рублей, затем волейбольный за 30. Правда, ни один ни другой для игр уже не годились. Паренек, ставший их обладателем, оба раза, получив зачет, только выйдя из учебного корпуса, выбрасывал свои неказистые приобретения. Точно так поступали с купленными товарами и другие студенты.

Аппетиты преподавателя росли: теперь он каждому студенту, пожелавшему получить зачет автоматом, предлагал купить не по одной, а по две вещи. А одному молодому человеку умудрился впарить за 40 рублей целую партию товара — 7 маек и 7 пар гетр. Правда, оптовый покупатель пришел просить не за себя лично, а за целую группу студентов. 

Если у молодого человека не было с собой денег или не хватало до полной оплаты хотя бы самой незначительной суммы, преподаватель велел донести завтра. И пока студент полностью не рассчитывался, зачет не ставил.

Уверовав в свою безнаказанность, педагог стал более настойчивым. Если раньше предлагал свои товары весьма осторожно, шепотом, то теперь буквально навязывал. Когда, в ответ на его предложение купить куртку, один из просителей сказал, что ему не нужно, Константин Олегович промолвил «а ты подумай» таким тоном, что тот не посмел отказаться. 

Только для одного студента преподаватель сделал исключение. Узнав, что Максим подрабатывает в автосервисе, вместо покупки хлама предложил молодому человеку в обмен на зачет сделать диагностику его дорогой машины. С задачей Максим успешно справился, зачет получил автоматом.

Чего не хватало преподавателю? Получал зарплату и пенсию, ездил на хорошем автомобиле, жил с супругой в неплохой квартире, явно не бедствовал. 

Слухи о его «бизнесе» поползли по городу, над ним посмеивались студенты и их приятели. Последние сделки ни о чем не подозревающий преподаватель проворачивал уже под контролем правоохранительных органов. Есть записи видеокамер. 

На суде свою вину он признал частично. Особенно отрицал причастность к продаже неказистой подушки — видно, было стыдно. Но так уж получилось, что именно эта подушка не отправилась на мусорку, сохранилась, стала в деле вещдоком. После выселения купившего ее студента из комнаты досталась преемнику, занявшему его место.

Преподавателя признали виновным в получении взяток и составлении заведомо ложных документов, совершенных из корыстной заинтересованности. Доказаны эпизоды с участием 11 студентов — пока шло следствие, все они написали явку с повинной. А сколько их было на самом деле?

62-летний пенсионер, бывший старшим преподавателем, добровольно возместил незаконно полученную прибыль — это стало смягчающим вину обстоятельством. Но все равно наказание последовало суровое: ведь получение взятки — преступление из категории тяжких. Вроде брал небольшие деньги, а способ их получения можно отнести к разряду курьезов. Но при этом он подрывал репутацию вуза, в котором работал. Приговор — лишение свободы на 3 года и шесть месяцев в колонии усиленного режима и штраф 300 базовых величин, или 8100 рублей. Наложен арест на его деньги и имущество — мобильный телефон, ноутбук, серебряные украшения, автомобиль. 

После выхода на свободу Константину Олеговичу запрещено занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых действий сроком на 5 лет. Неужели незначительные «прибавки» к зарплате и пенсии того стоили?!

Обвиняемый пытался обжаловать приговор, однако он оставлен без изменения и 17 апреля вступил в законную силу. 

Студенты-взяткодатели освобождены от уголовной ответственности, так как действовали по принуждению. 

Помощник прокурора Могилева Дмитрий Марусов комментирует:

— Наказание суровое, но справедливое: получение взяток, тем более неоднократное, — преступление тяжкое. Ведь любой преподаватель не только передает студентам свои знания по определенному предмету, но и занимается их воспитанием. Чему могли научиться молодые люди у такого педагога? 

МНЕНИЕ

Галина Некрашевич, психолог: 

— В одной из соседних стран не так давно был составлен обобщенный портрет взяточника: как правило, это человек среднего возраста с высшим образованием, семейный, материально обеспеченный, не склонный к нарушению общественного порядка. При этом коррупционера отличает стремление постоянно получать материальные и нематериальные выгоды незаконными способами. Взяточник привык поддерживать определенный образ жизни, официальных доходов на который ему явно не хватает: ездить на дорогом автомобиле, отдыхать на модных курортах, постоянно обновлять гаджеты. Однако каждый мздоимец должен задуматься о неминуемых последствиях такого поведения и сделать вывод, что лучше вовремя остановиться, умерить свои аппетиты и остаться на свободе, чем постоянно рисковать всем своим имуществом, благополучием, репутацией и в итоге отправиться за решетку. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter