Минск
+9 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Тонометр, алкотестер, компьютер: в Бресте разработали систему, способную провести беспристрастный предрейсовый медосмотр водителя

Подуем в трубочку

В Бресте разработали систему удаленного предрейсового и послерейсового освидетельствования водителей — «Телемедицинский осмотр». Второй такой нет нигде в мире. Программно-аппаратный комплекс уже тестирует на практике в Гродно, Лиде и Барановичах частная белорусская медицинская компания. Медосмотр без контакта «пациент—доктор» проходят водители пассажирского транспорта.

Самый главный козырь новой системы — она экономит время пациентов и медиков.

Как работает куб

Я в Брестском научно-технологическом парке, резиденты которого и придумали, как ускорить, упростить и удешевить процедуру, отнимающую драгоценное время водителей и врачей. Директор ЧУМС «Социальное партнерство» Виталий Степанов предлагает продемонстрировать, как работает «куб», что стоит на столе в конференц-зале технопарка. С виду ничего особенного. Вот эта бездушная коробка с маленьким экраном способна заменить придирчивого доктора? Сомневаюсь.

Степанов садится на стул. Включает систему. Видеокамера опознает его, и на экране высвечивается надпись: «Здравствуйте, Степанов Виталий Викторович. Это вы?» Отвечает прикосновением к кнопке на сенсорном экране: «Да». Дунул в трубочку, надел манжету тонометра. Ответил на вопрос: «У вас есть жалобы на здоровье?» Через пару минут на телефон приходит смс-сообщение: все в порядке, можно в рейс.

Обмануть систему сложно. Пациентов она знает в лицо.

— Система позволяет медицинскому работнику проводить удаленный мониторинг состояния персонала. Тонометр, алкотестер, компьютер — все уже изобретено. А мы собрали это вместе, и получился «Телемедицинский осмотр», директор ОДО «Компьютерные информационные системы» Александр Козлов уверен, что разработка, способная быстро, честно и недорого выдать объективную картину осмотра и электронные допуски, будет востребована, так как подобный контроль перед работой и службой проходят не только водители — представители 45 профессий.

Заказчиком системы «Телемедицинский осмотр» стала частная медкомпания, которая выполняет предрейсовый осмотр водителей пассажирского транспорта в Брестской и Гродненской областях. После аварии с участием маршрутки, водитель которой был пьян, имея на руках заключение нарколога о допуске в рейс, у руководства компании возникло много вопросов.

— Озаботились, проведя внутренний контроль своих врачей. Убедились, что водитель может получить справку без всякого контроля и осмотра. Компания поставила задачу обеспечить качественное и безопасное выполнение своей услуги. Обратились к нам, поинтересовались, какие современные технологии можно использовать, чтобы картина была объективной. Результатом наших раздумий и полугодовой работы стал стенд с компьютером, к которому подключены алкотестер, измеритель давления, видеокамера и система обработки информации. Видеокамера смотрит в лицо и вокруг человека, так что посадить вместо себя другого не получится. Человек выполняет процедуры, и компьютер выдает результат. Подобные стенды можно устанавливать на транспортных предприятиях и даже заправках, — рассказывает Александр Козлов.

Систему разработала компания из Брестского научного технопарка.

Система многим по карману

— А какова роль врача в этой системе?

— Агрегат все снял, зафиксировал, дальше информация ложится в центральную систему сервера. Здесь вступает в действие медицинский колл-центр. И конкретный врач, который территориально может находиться хоть в деревенском ФАПе, — мы хотим задействовать незагруженных медиков с невысокой зарплатой. Технологическая платформа позволяет врачу удаленно подключиться к серверу, увидеть фото человека, видеоряд процесса и данные датчиков, после чего сделать заключение и выдать или не выдать допуск к работе. Как только врач поставит электронно-цифровую подпись, блокчейн закрывается, ничего изменить не может даже системный администратор. Дальше система отправляет смс-сообщение водителю с результатом. Доступ к этой информации могут иметь руководитель транспортного предприятия, главный механик, транспортная инспекция, ГАИ.

— Цена вопроса?

— Для транспортных компаний система по карману. Акцент надо делать на главном — безопасности пассажирских перевозок. С введением «Телемедицинского осмотра» снизится и плата за предрейсовые осмотры, исчезнут очереди в медучреждениях.

Пилотный проект, напомним, уже реализуется. Не исключено, что через какое-то время подобные системы контроля станут таким же привычным атрибутом не только в автопарках, но и на заправках — как, к примеру, кофе-машины. XXI век же на дворе.

kozlovich@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...