Подсобить подсобному

Классический житель деревни обычно представляется нам проживающим в частном доме, владеющим приусадебным участком, живностью: кабанчиком, коровкой, курами.

Классический житель деревни обычно представляется нам проживающим в частном доме, владеющим приусадебным участком, живностью: кабанчиком, коровкой, курами. К сожалению или к счастью (как посмотреть) улучшающиеся условия жизни на селе — появление агрогородков, материальная стабильность, возможность купить необходимые продукты питания — существенно подкорректировали этот образ. Селяне все чаще отказываются от подсобного хозяйства, в лучшем случае ограничиваясь небольшим огородиком и цветником. Коровка и кабанчик тоже перестают быть обязательным атрибутом сельской жизни.

Минсельхозпрод из года в год фиксирует уменьшение количества личных подсобных хозяйств в сельской местности. Безусловно, на эту тенденцию влияет и сокращение численности сельского населения. Несмотря на комплекс стимулирующих мер, принятых в последние годы, кардинально изменить ситуацию пока не удалось. Тем не менее остается немалая часть селян, которые не представляют свою жизнь без подсобного хозяйства, с энтузиазмом ведут его, обеспечивают себя и своих близких продуктами питания, излишки сдают государству.

Объемы получаемых в подсобных хозяйствах продуктов не оказывают существенного влияния на продовольственную безопасность страны, хотя по отдельным позициям, скажем, производству картофеля, сдаче молока, в регионах есть очень хорошие результаты. Правда, зачастую эти продукты стоят дорого, так как выращиваются без химии, что нехарактерно для крупнотоварного производства. Однако такой подход высоко ценится во всем мире.

Доводилось слышать высказывания и о том, что ведение подсобного хозяйства сказывается на человеке благотворно: он более бережно относится к земле, к братьям нашим меньшим. И с этим трудно не согласиться.

На то, что на местах необходимо создавать все условия для поддержки личных хозяйств, неоднократно обращал внимание Президент. Действует и соответствующая государственная программа, рассчитанная до 2015 года, но, как показала горячая линия, организованная на эту тему Комитетом госконтроля Гомельской области, не везде данную программу спешат выполнять.

Первый звонок поступил из деревни Кабановка Жлобинского района. Галина Ранько, в семье которой есть взрослый сын — инвалид первой группы и плохо видящая престарелая мать, рассказала, что нуждается в помощи по посадке картофеля. У нее довольно большое подсобное хозяйство: корова, конь, два поросенка, кролики, два гектара земли. Полтора гектара засеяли озимыми зерновыми, а вот на 40—50 сотках хотелось бы посадить картофель.

— Хотя бы помогли вывезти навоз и вспахать участок, а картошку мы сами уже посадили бы под лопату, — волнуясь, сказала Галина Леонидовна.

До этого она обращалась к директору открытого акционерного общества “Прибутский” Эльдару Насирову. На территории этого предприятия и находится Кабановка. По словам Галины Ранько, директор не отказал, но и не сказал точно, когда придет помощь, сославшись на приоритетность посевной и оказание такой услуги в первоочередном порядке работникам предприятия. Галина Леонидовна в акционерном обществе не трудится.

Эльдар Насиров в общении с корреспондентом “НГ” по телефону подтвердил, что такой разговор с Галиной Ранько действительно состоялся. И добавил, что ранее ее семье уже оказывалась помощь по хозяйству на безвозмездной основе. Сейчас решение проблемы можно ускорить за плату, сказал он. Если это будет сделано бесплатно в обход работающих в акционерном обществе, те зададут резонный вопрос: почему их отодвинули? С учетом того, что в семье Галины Ранько есть инвалиды, можно рассчитывать на 50-процентную скидку стоимости услуги. Как говорится, вопрос решается, хотя все это можно было обсудить с селянкой сразу, когда она обратилась за помощью.

Чаще других на горячей линии звучал вопрос о пастбищах, что и понятно: пришло время выпаса скота и “большого” молока. Его задали сразу два жителя деревни Меркуловичи Чечерского района, пожелавшие сохранить анонимность. Стадо в селе немаленькое — сейчас на выпасе 57 коров, после растела на некоторых подворьях будет еще больше. Многие жители держат по нескольку коров, есть даже по семь буренок. Однако пастбище, на котором пасутся животные (территория КСУП “Ботвиново”), долгие годы не окультуривалось: не подкармливалось, не перезалужалось, заросло дикой травой. Жители пытались проявить инициативу, как-то даже скинулись по 100 тысяч рублей, чтобы на условиях паритета хозяйство занялось улучшением территории выпаса. Но деньги вернулись к хозяевам, работа так и не была выполнена.

Аналогичная проблема у жителей деревни Ударное Лельчицкого района, плюс неудобная дорога к пастбищу, сопряженная с проходом мимо огородов.

С проблемой выпаса скота столкнулся и 90-летний житель деревни Зябровка Гомельского района Николай Балюков, ветеран Великой Отечественной войны. С 1993 года, пока позволяло здоровье и годы, Николай Александрович фермерствовал.

— Но осенью мне сказали написать заявление об отказе от земли, которая была мне предоставлена для выпаса скота как фермеру, мол, уже по возрасту не могу я этим заниматься. Как законопослушный гражданин заявление я написал. Однако пришла весна, и мои корова, бык, две телки и конь находятся сейчас в сарае, так как пасти их негде.

Лишились пастбища также жители деревни Нахов Калинковичского района. Его распахал владелец земли — местное молочное предприятие. Предлагается другое пастбище, но оно удалено от села на два с половиной километра — далеко, неудобно.

А жительница деревни Буйновичи Лельчицкого района не может сдать с осени корову. Местное хозяйство — КСУП “Симпольское” — готово ее взять на условиях расчета натуроплатой, что владелицу не устраивает. Ей нужны деньги.

Жители агрогородка Красное Гомельского района не могут сдать молоко от своих коров.

Весьма актуальную проблему поднял житель городского поселка Паричи Светлогорского района Эдуард Гуща, который на протяжении многих лет разводит кроликов.

— В советские времена кролики были очень востребованы, без проблем можно было сдать и мясо, и шкурки. Сегодня ни то, ни другое никому не нужно, — говорит Эдуард Семенович. 

В Гомельском районе, который вместе с Чечерским и Лельчицким “отметился” на горячей линии Комитета госконтроля, несколько лет назад доводилось слышать о примерах иного порядка: в целях стимулирования владельцев подсобных хозяйств сельсоветы придумывали конкурсы, победителей награждали живыми поросятами. Что изменилось?..

— Все вопросы, представленные на горячей линии, взяты на контроль, изучены, материалы направлены на реагирование и принятие мер в райисполкомы, — прокомментировал заместитель начальника управления Комитета госконтроля Гомельской области Сергей Глоба. Надо полагать, что у обратившихся есть все шансы добиться их положительного решения. И хотелось бы надеяться, что не только в названных районах, но и в других сделают надлежащие выводы, суть которых — помогать и поддерживать тех, кто трудится в личном подсобном хозяйстве, принося пользу государству, что не может не вызывать уважения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter