Возможностью пройти перепись через интернет воспользовалось более двух миллионов человек

Подсчетная обязанность гражданина

Закончилась масштабная республиканская кампания: предпоследний день октября стал последним для ответов на вопросы переписчиков. С какими трудностями столкнулись переписчики и ожидают ли нас новшества в будущем, рассказала председатель Национального статистического комитета Беларуси Инна Медведева.
Фото  БЕЛТА


— Когда планируется обнародовать окончательные результаты переписи?

— К 1 февраля следующего года планируется рассчитать количество населения республики — это будет одна цифра без классификаций. К 1 сентября подготовим социально-демографические характеристики, данные о занятости, безработице и т. д. Данные о сельском хозяйстве будут готовы к 1 июля 2021 года.

— Насколько активно использовались новые технологии?

— Наши ожидания оправдались. Изначально, когда рассчитывалась потребность в переписном персонале, мы планировали, что около 20% населения воспользуется вариантом через интернет. Результат — 2 024 000 человек — это 21%. Правильно оценив возможности переписи через интернет, нам удалось корректно рассчитать потребность в переписном персонале. Учитывая очень динамичное развитие информационных технологий, можно предположить, что при проведении последующей переписной кампании использование этого варианта увеличится не в один раз.

— С 1 по 6 ноября планируется провести контрольный обход. Что это значит?

— В мировой практике существует такой подход, который позволяет оценить качество проведенной переписи. Суть его такова: берется 10% адресов, которые посещают заведующие переписных участков, их помощники и часть резервного персонала. Они задают людям, которые попали под эту выборку, те же самые вопросы, что задавали им в ходе переписи. На основе сравнения результатов делается вывод о качестве проделанной работы.

— С какими проблемами сталкивались переписчики?

— Надо понимать, что все люди абсолютно разные. Несмотря на то что в общем числе наши граждане открыты, приветливы, доброжелательны и ответственны, сотрудникам иногда приходилось сталкиваться с грубостью и хамством. Причины такого поведения непонятны. Если нет желания переписываться, достаточно просто отказаться, но зачем хамить и грубить? Однако подобные факты никак не повлияли на общую картину. Количество отказов ожидается невысокое. Судя по имеющейся информации, можно предположить, что они составят менее 5%. Хотя по международной методологии принимается до 10%.

— Как вы представляете себе следующую аналогичную кампанию?

— В некоторых странах существует так называемый регистровый подход к переписи населения, при котором информация лично у граждан не запрашивается, а берется из всевозможных регистров. Но для этого должен быть определенный набор таких регистров и реестров. Речь идет о регистре населения, фонда соцзащиты, адресов и т. д. — это все возможные базы данных. У некоторых стран число используемых при переписи подобных административных баз данных доходит до 27. У UNFPA (Фонда ООН в области народонаселения) существует идея подготовить руководство по проведению переписей на основе регистров и реестров. В беседе с представителем фонда мы обозначили готовность и желание совместно поработать над этим руководством. Очень важно понять, какого рода должны быть источники данных, какую информацию они должны содержать и т.д. За предстоящие десять лет необходимо построить работу с органами государственного управления так, чтобы подойти к следующей кампании с определенным набором административных данных.

Но нужно учитывать, что некоторые страны, полностью заменившие старые добрые методы регистровым подходом, получили не очень хороший результат: в Европе существует активная миграция населения, из-за этого актуальность данных снижается. Поэтому наиболее эффективный путь — комбинированные методы с использованием различных источников информации.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter