Подробности того, как старший лейтенант накрыл собой рядового, выронившего боевую гранату

Товарища выручай

«Это подвиг», — говорят военные о том, что произошло в четверг на полигоне 72-го объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов. 32-летний старший лейтенант Дмитрий Филипович закрыл собой рядового, уронившего боевую гранату. Офицер позже скажет: сделал это не задумываясь, автоматически. Опытные коллеги подтвердят: на принятие решения у него не было лишней секунды. Через день после ЧП корреспонденты «СБ» встретились с героем и его спасенным подчиненным.

— Как самочувствие? — интересуемся у Дмитрия, проходящего нынче лечение в Республиканском центре по лечению пациентов с огнестрельными ранениями и минно-взрывной травмой. Тот спокоен: вполне терпимо. Осколки от гранаты поразили лишь ноги. От более серьезных травм спас бронежилет. 


— Ранения поверхностные, угрозы не представляют. Состояние пациентов стабильное, удовлетворительное, — подтверждает Алексей Трухан, ведущий хирург медицинской части 432-го главного военного клинического медицинского центра. — Выписать их планируем к концу следующей недели. Сейчас получают антибактериальную терапию, за ними ведется наблюдение, чтобы не допустить развития раневой инфекции, риск возникновения которой (как и осложнений) при огнестрельных ранениях выше, чем при обычных.

24-летний специалист таможенного дела, рядовой Павел Ботяновский из Минска призвался на срочную службу в 72-й ОУЦ 26 ноября прошлого года. Он — будущий командир отделения, поэтому метание гранаты — пункт подготовки обязательный. Занятие, говорит, было плановое, но боевой снаряд бросал впервые. До этого постоянно тренировался на учебных. Без эксцессов. Что пошло не так в тот день, понять не может до сих пор.

— Замахнулся, смотрю: а гранаты в руке и нет… Если честно, даже испугаться не успел. Дмитрий Иванович среагировал молниеносно, за что ему огромное спасибо. Сейчас чувствую себя хорошо. Психологически тоже нормально. Настроение боевое. Что такое армейское братство, теперь знаю не понаслышке.

Для самого Дмитрия Филиповича день начинался буднично: плановые занятия, 52 бойца, первое упражнение. Метали по одному.

— Я бы не сказал, что это сложное упражнение. Весь вопрос в том, что граната на этот раз была боевой, и солдаты из-за этого порой испытывают мандраж. Когда понял, что случилось ЧП, действовал по ситуации: гранату выбросил, бойца собой закрыл. Все было очень быстро… Первое, что пришло в голову потом: солдат цел? О себе не думал. Хотя на практике с такой ситуацией столкнулся впервые, неожиданностью для меня она не стала. Я ведь и сам, будучи солдатом, бросал гранаты. Наверное, в подсознании и отложилось, как действовать, ежели что. 

Это потом о подвиге старшего лейтенанта напишут СМИ (его телефон не умолкал до 23:00), а в разговоре с женой Анной он был краток: «ЧП, перезвоню, жив».

— Подбодрила: это самое главное, все будет хорошо, — рассказывает Анна. — Уже потом начала себя накручивать. Принять ситуацию не могла весь день. И по дому делать ничего не получалось… Но мы с дочками, конечно, гордимся.

Офицер Филипович признается: стресс уже прошел, но картину в голове прокручивает постоянно — как оно могло быть по-другому? При этом знает: поступил бы точно так же. Сослуживцы добавляют: старший лейтенант своим поступком доказал — за своих подчиненных он горой.

— Руководство 72-го объединенного учебного центра будет ходатайствовать о представлении Дмитрия Филиповича к награде, — подытожил заместитель начальника центра по идеологической работе подполковник Алексей Тицкий.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter