Подробности

Общая боль Девятиклассника Юру Прусова из краснопольской СШ N 1 достали из-под завалов одним из первых, с ушибами и черепно-мозговой травмой он находится на лечении в местной райбольнице.
Общая боль

Девятиклассника Юру Прусова из краснопольской СШ N 1 достали из-под завалов одним из первых, с ушибами и черепно-мозговой травмой он находится на лечении в местной райбольнице. Его брата-близнеца Сашу искали долго. Собравшиеся в то злополучное утро у стен школы (трагедия произошла в 9.26, и до позднего вечера за ходом спасательных работ следил, считай, весь городской поселок) знали: под обломками рухнувшего спортзала должны быть двое: Саша и Анечка...

"У меня еще есть надежда, что детей там не окажется, что они с перепугу куда-нибудь убежали, - делился вслух мыслями министр образования Александр Радьков. И тут же добавил: - Хотя понимаю: шанс, конечно, мизерный..." Сашу Прусова и десятиклассницу Аню Акиншеву извлекли из-под обломков примерно через полчаса после нашего разговора с министром (около 7 вечера). Увы, вертолет, на котором в экстренном случае детей в срочном порядке должны были госпитализировать в Минск, оказался не нужен: Саша и Аня были мертвы...

По словам сотрудников МЧС, даже они, повидавшие многое, не могли спокойно смотреть на изувеченные тела детей. Во дворе, у школы, в голос рыдали женщины и ученики. Нервно курили, переругивались мужики, многие предлагали свою помощь спасателям, но на территорию школьного двора никого постороннего не допускали. Людям оставалось одно: ждать. Но дождаться завершения спасательных работ смогли не все. Бабушку мальчонки-второклассника, учившегося в этой школе, увезли на "скорой" - стало плохо с сердцем. Маму погибшего десятиклассника Вити Боброва - в одну из могилевских больниц. "Что рассказывать! - шепчет дрожащими губами 15-летняя Маша. - Мы до сих пор не можем оправиться от потрясения. Все колотятся и пьют валерьянку". Одна из женщин, сбегавшая в расположенную неподалеку от школы аптеку (время от времени люди, стоявшие за забором школы, хватались за сердце), вернувшись, сообщила, что валерьянки там больше нет - раскупили.

"У нас был урок белорусского языка, - рассказывает 8-летняя Анечка Ващенко, ученица 2 "В", - и вдруг что-то сильно зашумело. Мне стало страшно, но наша учительница быстро вывела нас всех на улицу. Потом принесла нам одежду..."

"Я вела урок в классе, расположенном неподалеку от спортзала, - вспоминает учитель-дефектолог Ирина Кащеева (ее муж целый день помогал расчищать завалы). - Услышала страшный грохот и выскочила в коридор. Вокруг - дымовая завеса, валяются разбитые стекла... Первым делом скоренько вывела из школы своих учеников, пересчитала и тут же бросилась смотреть расписание занятий. Пока бежала, об одном только думала: "Не дай Бог, у моей дочки в это время урок физкультуры!" (дочь Ирины Валерьевны Светлана учится в 8 классе этой школы. - О.К.). Своего ребенка я нашла на улице, где все учителя строили детей по классам и делали перекличку пофамильно. Тогда и выяснилось, что нескольких детей с нами нет... Вскоре из школы вынесли учителя физкультуры, 53-летнего Петра Васильевича Любашенко. Когда прибежала его жена, он был еще жив, но по дороге в больницу скончался. На месте умер десятиклассник Витя Бобров, пятерых детей забрали в больницу, а двое остались там, под завалом...

Всего в краснопольскую райбольницу в тот день, 27 января, доставили 8 детей. "Пятерых привезли на "скорой" сразу из школы, - рассказал первый заместитель министра здравоохранения Виктор Колбанов, которого я застала в больнице. - Еще троих забрали уже из дома, когда педиатры пошли осматривать детей по квартирам. Это было необходимо, ведь в состоянии шока дети могли не почувствовать боли... В тот же день мы провели полное обследование всех пострадавших, состояние их оценивается как стабильное. Со всеми учениками будут работать психологи из Могилева и Минска".

На место происшествия прибыло огромное количество техники, но даже большегрузные краны стояли без дела. Сам спортзал находится в середине школы, и 40 - 50-тонным кранам туда было просто не добраться. А когда в середине дня прибыл 140-тонник, пускать его в дело побоялись: ведь под плитами были дети! Рухнувшие бетонные плиты (всего 22, каждая весом в несколько тонн, длиной 12 и шириной 3 метра) спасатели растаскивали вручную, предварительно разрезая каждую с помощью бензорезов. Пробовали пустить туда специально обученных собак, да только бетонная плита сверху покрыта керамзитом, пенополистиролом, снегом, потому собаки и не могли ничего унюхать...

По словам Анатолия Глаза, заместителя председателя Могилевского облисполкома, уже создана комиссия по организации похорон погибших, которую возглавил начальник управления образования Могилевского облисполкома Валерий Богданов. Семьям погибших и пострадавших будет оказана материальная помощь.

"На днях все ученики краснопольской СШ N 1 (со вчерашнего дня они занимаются во вторую смену в СШ N 2. - О.К.) и их учителя поедут на оздоровление в санатории "Сосны" и "Чайка", - сказал мне министр образования Александр Радьков. - Будут проведены проверки несущих конструкций зданий всех школ, также будем отслеживать, своевременно ли очищают снег с крыш школ и детсадов".

Все, с кем мне доводилось беседовать в Краснополье, говорили одно: случившееся в школе - трагедия, и виновные непременно должны быть наказаны. Люди очень одобрительно отнеслись к жестким и принципиальным оценкам Президента.

Ольга КИСЛЯК, "СБ".

Выздоравливай, Саша!

Состояние 15-летнего Александра Якушева, сильно пострадавшего во время обрушения крыши краснопольской школы, уже не вызывает опасений. Так считают врачи Центра детской нейрохирургии 9-й клинической больницы Минска, куда школьника доставили самолетом из Краснопольской районной больницы в ночь после трагедии.

- У Саши травма средней степени тяжести, - рассказал мне заместитель главврача по медицинской части 9-й больницы Михаил Баранов. - Подросток находится в сознании, чувствует себя нормально, разговаривает.

Во время трагедии Александр Якушев получил закрытый перелом двух ребер. Сколько времени мальчик пробудет в минской больнице, пока неизвестно. Ему, как и остальным детям, ставшим свидетелями страшной трагедии, понадобится не только медицинская, но и психологическая помощь.

Для ее оказания в Краснополье прибыла вчера бригада минских медиков-психологов. Врачи обследуют всех учащихся школы, которые находились во время происшедшего в спортзале, для того, чтобы выявить у ребят возможные соматические расстройства. Медики говорят, что практически все школьники после произошедшего находятся в подавленном состоянии и многим из них после обследования понадобится пройти курс реабилитации. Кроме того, врачи не исключают возможности того, что в ближайшие дни с жалобами обратятся еще несколько школьников, которые из-за шока могли сразу не почувствовать недомогание.

Елена ДЕНИСЕНКО, "СБ".

Спортзалы опломбированы

В Могилеве есть две средние школы - 8-я и 41-я, - построенные по тому же проекту, что и краснопольская. По словам председателя Могилевского горисполкома Виктора Шорикова, сразу после трагедии спортивные залы могилевских школ - "близнецов" краснопольской - были опломбированы: до тех пор, пока комиссия не выяснит причины обрушения. Не исключено, что двум школьным спортзалам ничего не угрожает и они простоят еще не один десяток лет. Но, обжегшись на молоке, на воду дуют...

На специально созванном вчерашним утром совещании руководство Могилева обратилось к руководителям учреждений, предприятий и организаций областного центра с просьбой еще раз провести обследование подведомственных объектов, убрать с крыш снег и сосульки. Особое внимание обратить на козырьки у подъездов домов, особенно "хрущевок". Ведь 5 - 6 лет назад в городе были случаи обрушения этих конструкций (к счастью, тогда обошлось без жертв). Сейчас же на козырьках скопилось очень много снега. И кто знает, как далеко до беды...

Павел МИНЧЕНКО, "СБ".

Подозрительный проект

Трагедия в Краснополье привлекла внимание ко всем школам страны. В Минске вчера целый день проверяли здания школ на безопасность и расчищали крыши от снега.

Особое внимание к 16 столичным школам - по количеству ученических мест (1.251) они сходны с пострадавшей краснопольской. Однако сказать об их полной проектной идентичности может только "Минскпроект". Именно его сведений ожидают власти города, чтобы определиться с дальнейшими действиями. Так, если окажется, что в Минске есть школы, построенные по тому же типовому проекту, что и в Краснополье, то все они подвергнутся официальному техническому обследованию, заявила Галина Харик - начальник отдела технадзора комитета образования Мингорисполкома.

Светлана БАРТОШЕВИЧ, "СБ".

Пока гром не грянет

Строители продолжают шутить с огнем

За день до трагедии в Краснополье в редакцию пришло тревожное сообщение: грозит рухнуть кровля над школьным спортзалом в Дрибинском районе.

"Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз!

Огромное спасибо тебе за письмо, которое ты мне прислал. Я его ждала целый год. И всегда боялась, что мне письма не будет, ведь я учусь не очень хорошо... От этой радости у меня потекли слезы. Ведь Вы все можете, как в добрых сказках. У меня много желаний, но хочу попросить, чтобы помогли отремонтировать нашу школу..."

Гродь Юля, пос. Михеевка.

Письмо девочки прислал в редакцию Владимир Кривицкий, директор школы в поселке Михеевка Дрибинского района. Прислал вместе с кипой официальных писем, которые практически не требуют пояснений - картина абсолютно ясна. Предлагая переписку в сокращении, обращаем внимание читателя лишь на хронологию, исходящие даты писем.

6 марта 2003 г. Заместителю председателя Дрибинского райисполкома Савченко В.И. "Дирекция Михеевской школы-сада обращается к Вам по вопросу обследования здания, в частности, спортивного зала на прочность несущих конструкций. По нашему мнению, возникла угроза обрушения потолочных плит перекрытия..." Директор школы-сада Кривицкий В.М.

14 марта 2003 г. Директору института "Витебсксельстройпроект" О.Н.Петрову. "УИиКС Дрибинского райисполкома просит направить представителя для обследования несущих конструкций спортзала. Просим незамедлительно дать заключение..." Начальник УИиКС А.Г.Бугаев. (Имеется акт обследования от 25 марта 2003 г. - Ред.)

26 марта 2003 г. Управляющему трестом "Полоцксельстрой". "УИиКС Дрибинского райисполкома ставит Вас в известность, что по сданному объекту "Школа на 264 учащихся в п. Михеевка" происходит разрушение несущих стен и простенков из-за отступления от проекта и нарушения норм при строительстве здания..." Начальник УИиКС А.Г.Бугаев.

8 мая 2003 г. Начальнику УИиКС Бугаеву А.Г. "После получения Вашего письма от 26.03 лично мной проведено обследование несущих стен с участием инспектора Госстройнадзора. Мы убедились в серьезной аварийной обстановке... Учитывая, что проектом института "БелНИИГипросельстрой" при разработке типового проекта допущены нарушения требований СНиП... объединение "Полоцксельстрой" не считает себя виновным в создавшейся аварийной ситуации. Предлагаю Дрибинскому райисполкому решить выделение денежных средств для выполнения комплекса работ..." Генеральный директор М.И.Моляев.

12 июня 2003 г. Заместителю министра архитектуры и строительства Абрамчуку М.М. "...Через шесть лет эксплуатации здания возникла угроза обрушения потолочного перекрытия... Виновником аварийной ситуации является институт "БелНИИГипросельстрой", допустивший нарушения при проектировании. Однако это коллектив школы мало утешает. До начала учебного года осталось два месяца. Просим Вашего вмешательства. Силами района поправить положение невозможно, так как в районе нет ни строительной организации, ни финансовых средств". Директор школы В.Кривицкий.

16 июня 2003 г. (Письмо-предупреждение главного санитарного врача района Г.Босякова о возможном закрытии школы в адрес управления образования Могилевского облисполкома и Дрибинского райисполкома. - Ред.)

28 августа 2003 г. "Постановление N 42. Я, Главный государственный санитарный врач Дрибинского райЦГЭ в результате изучения справки о готовности школы к учебному году от 20.08.03 г. ...постановляю приостановить эксплуатацию Михеевской школы-сада с 1 сентября 2003 г.".

В тот же день тот же райЦГЭ направляет два аналогичных письма прокурору района и в Комитет госконтроля Могилевской области: "...За время длительной переписки все заинтересованные службы подтверждают факт аварийности потолочного перекрытия, но действенные меры по устранению не принимаются. Работы объединения "Полоцксельстрой" не решили проблемы, т.к. на плитах появляются новые трещины. Могут пострадать дети..."

19 сентября 2003 г. Председателю Дрибинского райисполкома Лагуну А.Т. "Сообщаю, что уже после проведения обследования комиссией, созданной распоряжением Могилевского облисполкома (4.09. - Ред.), в несущих стенах появились новые трещины, разрушение конструкций продолжается". Директор школы В.Кривицкий.

Можно бы добавить и акт обследования, выполненного кафедрой "Промышленное и гражданское строительство" учреждения высшего профессионального образования "Белорусско-Российский университет". Он констатирует, в частности, что вместо "проектных плит" таких-то на пролет уложены такие-то, что в середине пролета они "имеют силовые трещины и прогибы, в несколько раз превышающие нормативные..." Но это лишь технические детали.

...Дальнейшая переписка тоже ничего нового не содержит. Я позвонил директору школы 27 января, и Владимир Михайлович кое-что пояснил. Спортзал площадью 12 на 24 метра и высотой 6 метров расположен на втором этаже здания. Поэтому закрыт не только зал, но и расположенная под ним столовая - дети питаются под лестницей. Единственное, что школе по силам, - это убирать с крыши здания снег.

Но если бетон 12-метровых плит дал трещины и перекрытие держится только на арматуре, то даже снег с крыши убирать опасно! А если его слишком много, если крыша не выдержит, а в тот момент на ней будут люди?.. Даже думать не хочется, что может произойти!

Нельзя не порадоваться тому, как оперативно реагировали инстанции на тревожные сигналы. Никого не упрекнуть за волокиту! Но второклассница Юля, похоже, этой оперативности не оценила. "...Уже скоро год, как мы не занимаемся физкультурой. А так наша школа большая и красивая. Вот только никто нам помочь не хочет, хотя приезжают разные дяди, руками разведут да и уедут. Уважаемый Дедушка Мороз, пожалуйста, выполни мое желание".

Письмо девочки - не выдумка. "Почта Деда Мороза" (именное пожелание ребенку) появилась в районе благодаря заботе местной власти. Но куда адресовать ответные письма детей? Письмо дочери Юлина мама принесла в школу, директор прислал его нам. Но редакция тоже в затруднении: в какую инстанцию его переадресовать? После трагедии в Краснополье этот вопрос приобретает особо драматичное звучание.

Виктор ПОНОМАРЕВ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter