В поисках утраченного: сохранение памятников старины Витебщины на рубеже XIX - XX веков

Подписываемся под каждой страницей

Надо признать в очередной раз: некоторые проблемы и задачи, стоявшие перед нашими предшественниками сто лет тому назад, не теряют актуальности по сей день. И отдельные строки, написанные век назад по их поводу, звучат так, словно вчера слетели с компьютерной клавиатуры. Речь сегодня пойдет о сохранении исторических памятников архитектуры, в частности старинных храмов.

Витебск. Марков монастырь. Начало XX века

Нам может показаться, что примерно году в 1900–м сложностей с охраной памятников истории и культуры не существовало — хотя бы уже потому, что тогда стояли еще нерушимыми многие стены, сегодня превратившиеся в безнадежную груду камней. О чем в таком случае стоило волноваться?

Но нет! Волновались. И было о чем.

Сегодня мы назовем два, скорее всего, не очень широко известных, имени из прошлого века — людей, для кого история полоцко–витебского края и сохранность его памятников превратились в дело жизни. И покажем на старых открытках изображения тех святынь древней полоцкой земли, о судьбах которых они говорили и беспокоились.

Витебск. Старая Ильинская церковь. Начало XX века

Первое имя — Петр Матвеевич Красавицкий, «доктор медицины по профессии». Он же автор статьи под названием «Памятники церковной старины Полоцко–Витебского края и их охранение», опубликованной в 1–й книге «Полоцко–Витебская старина» — издание Витебской ученой архивной комиссии 1911 года.

Витебск. Троицкая церковь. Начало XX века

О подвижнической деятельности Красавицкого очень высоко отзывался еще один увлеченный историко–культурный «охранитель» — Дмитрий Иванович Довгялло: по официальной должности — правитель дел Северо–Западного отдела Императорского русского географического общества, по призванию — исследователь полоцкой старины, автор книги «Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Исторический эскиз», увидевшей свет в Витебске в 1895 году.

Полоцк. Спасо-Евфросиниевская церковь. Начало XX века
Петр Матвеевич Красавицкий родом витебчанин. Фамилия Красавицких в те времена была известной, писал Д.Довгялло. И упомянутая выше статья П.Красавицкого — «это, собственно, вопль наболевшаго сердца человека, при наочном созерцании гибели памятников родной церковной старины».

Уже в конце XIX — начале XX века вследствие «бесконечных междуусобиц и войн» на территории полоцко–витебского края сохранилось «крайне незначительное число памятников церковной старины далекой». И то, что каким–то чудом все же уцелело, казалось бы, должно сохраняться как «зеница ока», был уверен Д.Довгялло. И старался убедить в том многих других. Потому что «на деле далеко не то приходится наблюдать почти ежедневно. Некультурность и бедность, увлечение дешевым «церковным благолепием», «неразумная ревность по вере» — вот факторы, под влиянием которых продолжают гибнуть памятники церковной старины в полоцко–Витебском крае. П.М.Красавицкий мастерски иллюстрирует это в своей статье».

К сожалению, и сам Дмитрий Довгялло «не раз испытывал чувство горечи и злости» при своих разъездах в качестве заведующего Витебским церковным архивным древлехранилищем по церквам Полоцко–Витебской епархии. И поэтому «вполне охотно подписывался под каждой страницей труда» Красавицкого.

В своей статье «Памятники церковной старины Полоцко–Витебского края и их охранение» П.Красавицкий касался и других интересных вопросов. Например, роли тогдашних местных институций по охране памятников истории и культуры — Витебского церковного археологического древлехранилища, а также задач Витебской ученой архивной комиссии. В связи с чем высказывал вполне современную и мудрую мысль: «Пока судьбе не угодно будет выдвинуть в качестве главных руководителей подходящих лиц, вполне проникнутых идеями этих учреждений, до тех пор нет надежды на их широкий рост и развитие».

Витебск. Никольская церковь. Начало XX века

Есть еще один примечательный аспект в исследовании П.Красавицкого: «о «лице» древних полоцко–витебских церковных памятников до XVII века включительно». Главные его наблюдения сводятся к следующему, процитируем в пересказе Дмитрия Довгялло.

Первое.

— Древнейшие храмы Полоцка (Спасский в Евфросиниевском монастыре и Борисо–Глебский в Задвинском) и Витебска (Благовещенская церковь в Нижнем замке) — относящиеся к X — XIII веку — сближают нас с Новгородом и Псковом. Доминирует византийское влияние. Но от XIV — XVI веков памятников церковной архитектуры не сохранилось в Полоцко–Витебском крае. Стихийные бедствия все снесли до тла.

Полоцк. Пятницкая церковь Борисо-Глебского монастыря. Конец XIX века

Второе.
Полоцк. Внутренний вид Спасо-Евфросиниевской церкви. Начало XX века

— Анализируя памятники церковного зодчества XVII столетия, П.М.Красавицкий находит, что по основным формам и деталям они сближают наш край с Малороссией и Галицией, с одной стороны, и с Донской областью — с другой. Прежде всего, в зодчестве наблюдается общий с Малороссией тип шатровых храмов о пяти верхах. План их — крестообразный. Западная оконечность креста — прямоугольная, остальные имеют скошенные углы. Для иллюстрации отсылаем наших читателей к изображениям храма Сошествия Святого Духа в Тупичевском монастыре. Автор ссылается на Свято–Троицкий храм Витебского Маркова монастыря (освящен в 1691 году) и на Витебскую Ильинскую церковь (построена в XVII веке и сгорела 13 апреля 1904 года).

Третье.

— Колоколен на таких храмах не помещалось. Их обычно строили отдельно. Форма колоколен весьма типична. Четырехугольная квадратная башня, большею частью — двухэтажная, с неширокими пролетами для колоколов, как в каменных, так одинаково и в деревянных. Кровля шатровая, невысокая, с главкой наверху, а чаще без нее, с одним крестом.

Полоцк. Софийский собор. Начало XX века
Четвертое.

— Особенное внимание обращает на себя форма крестов. Кресты эти прорезные из тонких пластинок железа, склепанных большими гвоздями, четырехконечные с сиянием. Кресты связаны с главкой или вершиной кровли не шаром, а более или менее длинным стержнем.

Пятое.

— Для покрытия обыкновенно употреблялся гонт. Гонтом покрывают кровли не только деревянных, но и каменных храмов. Только в позднейшее время появляются железные крыши. Стены каменных церквей были обыкновенно штукатурные. Деревянные церкви покрывались «шелевкой», обшивались вертикально стоящими досками. Обшивка углов имела вид пилястров. Стены, как и крыша, обыкновенно оставались не окрашенными.

Шестое.

— Не менее любопытны окна. Большие окна, освещавшие храм и алтарь, располагались высоко под потолком или сводом храма и имели значительные размеры. Малые окна (ризница, паперть) имели самые разнообразные формы: широкого прямоугольника, круглые, квадрата, горизонтальной щели. Окна в древних церквах имели стекла в свинцовых переплетах. Не можем не пожалеть, что автор не мог долго остановиться на всем этом, детально обследовать все это. Но им дано много руководящих указаний для следующих исследователей родной старины.

Не будем сейчас останавливаться на упомянутых Дмитрием Ивановичем Довгялло «руководящих указаниях». Но под стремлением беречь родную старину подписываемся безусловно. Ведь это то, что нельзя утратить.

Владимир ЛИХОДЕДОВ.

likchodedov@mail.ru

Галина УЛИТЕНОК.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter