Подозреваемый имеет право...

В белорусском парламенте рассматривается ряд законопроектов, касающихся прав подозреваемых и обвиняемых. Какие же изменения предлагаются? Об этом беседа с председателем Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолием БЕЛОШЕВСКИМ.

— Анатолий Алексеевич, почему в Беларуси пока не нашла широкого распространения практика освобождения из-под стражи под залог?
— Согласно статье 124 Уголовно-процессуального кодекса минимальный размер залога составляет пятьсот базовых величин, что для наших граждан не всегда подъемно. Поэтому минимальную сумму залога теперь предлагается установить в размере ста базовых величин.
— В каких случаях предусматривается предоставление бесплатных адвокатских услуг?
— В УПК Беларуси закреплена норма о бесплатной консультации адвоката до начала первого допроса. Это положение не будет изменяться. Но предлагается предусмотреть, что при неплатежеспособности подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя оплата труда адвоката, который участвовал в дознании, предварительном следствии, судебном разбирательстве по назначению, производится за счет государства в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Возмещение же расходов государству в этом случае может быть возложено на осужденного или его законного представителя, но — за исключением расходов по оплате труда адвоката при даче им бесплатной консультации до начала первого допроса.
— Какие права сейчас закрепляются за подозреваемым или обвиняемым при его отстранении от должности на время следствия?
— Принятыми Палатой представителей поправками в некоторые законы предлагается установить, что временно отстраненные от должности имеют право на ежемесячное госпособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью, а в случае применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу — выплата такого пособия приостанавливается. Для обеспечения более полного восстановления прав гражданина в законопроекте предусматривается включение в стаж работы для начисления пенсии периода получения ежемесячного пособия работником, который был отстранен от должности по требованию органов, ведущих уголовный процесс, и уголовное преследование против которого прекращено по реабилитирующим основаниям, либо который оправдан судом.
Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость.
— Почему отдельными статьями оговаривается то, что прекращение уголовного дела возможно только при согласии подследственного?
— Эти дополнения и изменения в УПК вносятся в целях реализации Решения Конституционного суда Республики Беларусь. Здесь нужно учитывать такой нюанс. На практике порой получается, что обвиняемые дают согласие на  прекращение предварительного расследования или уголовного преследования в связи с истечением сроков давности, считая, что принятие данного решения полностью исчерпывает их ответственность. Такое положение возникает потому, что в УПК не предусмотрена обязанность разъяснять обвиняемому правовой характер постановления о прекращении производства по уголовному делу и правовые последствия вынесения такого решения. Конституционный суд полагает, что в УПК следует закрепить эту обязанность с тем, чтобы обвиняемые понимали, что их согласие не означает признание их невиновными и что в конечном итоге они могут понести в связи с совершенным преступлением иную ответственность (например, гражданско-правовую, дисциплинарную).
Конституционный суд считает, что в некоторых случаях сейчас ограничивается и право обвиняемого на судебную защиту. Ведь после прекращения производства по уголовному делу в связи с истечением сроков давности лицо не имеет возможности обратиться в суд, поскольку такие сроки истекают, как правило, до вынесения постановления о прекращении производства по делу, то есть у человека уже не остается времени на подачу жалобы. Так быть не должно. Сам факт согласия обвиняемого не может служить препятствием для реализации его права на судебную защиту, поскольку обжалованию могут быть подвергнуты и другие вопросы, содержащиеся в соответствующем постановлении (например, судьба вещественных доказательств, квалификация содеянного и т.п.). Таким образом, в Уголовно-процессуальном кодексе предлагается закрепить обязанности должностных лиц органов уголовного преследования, принимающих решение о прекращении производства по уголовному делу, разъяснять обвиняемым правовой характер и правовые последствия такого решения, а также устанавливается срок обращения с жалобой на решение о прекращении производства по уголовному делу.
— Может ли гражданин, заключенный под стражу, а затем оправданный, потребовать возмещения ему материального и морального вреда?
— Да. Пунктом 28 части 2 статьи 43 Уголовно-процессуального кодека предусмотрено, что обвиняемый имеет право получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, а в случае если обвинение не подтвердилось, быть реабилитированным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter