Занято 70 мест из 92: сильных морозов еще нет, но ночлежка для бездомных практически загружена

Подобрали, обогрели

Зима еще не лютует, но холода уже постепенно подбираются. Наиболее уязвимые перед изменениями погоды граждане в Минске приходят к дому ночного пребывания для лиц без определенного места жительства. Там они могут смело рассчитывать на теплый кров и ужин. Корреспондент «Р» посмотрел, как живут обитатели ночлежки и как там помогают людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

В Доме ночного пребывания живут и 10 женщин, в отдельном крыле. Застал постоялиц в добром настроении, хотя судьбы у них непростые. 

Помощь для нуждающихся

— Из 92 койко-мест пока заняты 70, — делится директор дома ночного пребывания Павел Золотухин. — В декабре стартует акция «Социальный патруль», у нас станет еще многолюднее.

В дом ночного пребывания кто сам приходит, кого привозит милиция. Если нет документов, подтверждающих личность, работники учреждения стараются найти сведения о человеке через отдел по гражданству и миграции МВД. Дальше будущие постояльцы ночлежки проходят медкомиссию, санитарную обработку в скабиозории или центре дезинфекции и стерилизации. В Партизанском РУВД у них также возьмут отпечатки пальцев. И лишь тогда время подписывать договор на размещение. 

В доме ночного пребывания постояльцы могут рассчитывать на кров и еду, их также оденут и обуют. В санпропускнике — душевые и дезкамера для обработки вещей. Если они дороги человеку, сотрудницы их выстирают и вернут. Если нет — выдадут другую одежду, которую приво­зят благотворительные организации и неравнодушные горожане. Кроме того, каждый день полная санобработка комнат, по очереди. Прачечная бесплатно постирает одежду, а волонтеры привезут питание, обычно в семь вечера. В меню — незатейливое, но сытное горячее питание, например, сосиски с макаронами и гречкой. По выходным — сухпаек быстрого приготовления: пюре, вермишель. 

Все постояльцы проходят алкотест — пьяным на ночь остаться не удастся. Квартировать в доме ночного пребывания можно лишь с 18.00. Крайний срок утром до 8.00, когда приходит пора отправляться на работу или хотя бы на ее поиски. Сотрудники дома ночного пребывания помогают бездомным восстановить документы и устроиться на работу. В большинстве случаев это вакансии подсобных рабочих.

Павел Золотухин.

Забыть неправильную жизнь

В доме ночного пребывания тепло, уютно. Оборудованы душевые, туалеты на этажах. Кровати двухъярусные, как в хостеле, по 8-12 человек в комнате. Медицинскую помощь окажет фельдшер или медсестра, которая дежурит здесь круглосуточно. Здешний постоялец Сергей идет проверить давление: нехорошо себя чувствует. Медленные, тяжелые шаги, опирается на трость. Сергей перенес инсульт. Закатал рукав рубахи для манжеты тонометра, а там — плотная россыпь посиневших от времени тюремных тату. 

— Что-то вы разволновались, давление 180 на 120. Выпейте таблетку, чтобы понизить, — заботится о самочувствии пациента фельдшер Александр Лобан. 

Днем оставаться в доме ночного пребывания могут пенсионеры, инвалиды и те, кто на больничном. Таких сейчас 32 человека. Один из них — мой тезка Илья. Ему недавно ампутировали ногу из-за трофической язвы. МРЭК выдаст ему группу инвалидности. И тогда Илья переедет в дом-интернат для пенсионеров и инвалидов, что находится через дорогу. 

Сергей закатал рукав рубахи для манжеты тонометра, а там — плотная россыпь посиневших от времени тюремных тату. 
— Что-то вы разволновались, давление 180 на 120, выпейте таблетку, чтобы понизить, — заботится о самочувствии пациента фельдшер Александр Лобан.

В доме ночного пребывания живут и 10 женщин, в отдельном крыле. Застал постоялиц в добром настроении, хотя судьбы у них непростые. 

Елене Ивановне 79 лет. Значительную часть из них провела в местах не столь отдаленных. Судя по рассказу самой Елены Ивановны, жизнь у нее была насыщенная. Работала в ГДР, в городе Бернау, а после судьба занесла в Самарканд, трудилась на плантациях у местных лендлордов. С дочкой женщина еще поддерживает отношения, с сыном — никаких. Когда Елена села в тюрьму, он продал ее квартиру, купил себе машину. 

Сейчас Елена Ивановна готовится переехать в дом инвалидов. Пенсия ее не покрывает расходы на содержание там. Будет суд, чтобы обязать детей компенсировать часть расходов. Почему дело дошло до суда? Дочь материально не может, сын не желает. 

Соседка и подруга Елены Ивановны Лидия не хочет в дом-интернат. Боится, что там будет скучно. Здесь же они вместе и покурить сходят, и в магазин. А так развлечений в ночлежке немного. Постояльцы коротают дни за чтением или смотрят телевизор в коридоре — настоящее место притяжения. У Лидии муж был подводником, жили в Мурманске. Там остались сын, внуки. 

— Какие у вас планы на жизнь дальше? — спрашиваю. 

— Хочу внуков увидеть, — с комом в горле тихо отвечает Лидия. Вряд ли это крокодиловы слезы.

Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства — не только ночлег. Здесь людям помогают забыть прошлую неправильную жизнь, перестать употреблять и начать жить с чистого листа.

В ТЕМУ

Дома ночного пребывания лиц без определенного места жительства есть не только в Минске. Такие учреждения созданы в Солигорском, Борисовском и Молодечненском районах. В Витебске центр ночного пребывания размещается в реконструированном здании бывшего детского сада по улице Гагарина, 88а. Оршанский районный центр ночного пребывания лиц без определенного места жительства находится на улице Щетинковской, 56. В Гомеле на улице Свердлова, 21 действует кризисный центр для помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также для социализации лиц без определенного места жительства. Гродненский дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства находится на улице Карского, 29. В Бобруйске — на улице Пушкина, 105, а в Могилеве центр временного пребывания расположился на улице Новицкого, 3.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter