Подножка для инфляции

Какой может быть ставка рефинансирования в 2012 году?

Какой может быть ставка рефинансирования в 2012 году?

На минувшей неделе белорусская инфляция в каком-то смысле получила мировое признание. Крупнейшие аудиторские компании, среди которых «Pricewaterhouse Coopers», «Ernst & Young», «KPMG», «Deloitte», сочли, что национальная экономика «гиперинфляционна». По мнению зарубежных экспертов, такая «слава» на самом деле должна означать одно: потерю интереса к активам белорусских предприятий со стороны инвесторов. Между тем в Беларуси полагают, что акцентирование внимания на такого рода недостатках — это повод добиться дисконта при продолжающейся приватизации белорусских предприятий. Тем более уверенности в том, что наша инфляция, которая сегодня, действительно, отличается очень даже резвым поведением, может носить приставку «гипер-», нет. В 2012 году такого роста индекса потребительских цен, как в 2011-м, точно уже не будет….

Ставка против роста цен

Гиперинфляция обычно имеет очень уж высокие темпы развития: исключительно быстрый рост товарных цен и денежной массы в обращении, ведущий к резкому обесцениванию денежной единицы, расстройству платежного оборота и нарушению нормальных экономических связей. Важным фактором ее развертывания является усиленный выпуск денег в обращение, и на определенной стадии гиперинфляция приобретает черты необратимого процесса: рост цен требует дополнительной эмиссии денег, а их обесценивание вызывает новую волну роста цен. Правда, принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен, превышающем 50 % в месяц, то есть с темпом роста более полутора раз в месяц. Беларуси до такого ритма еще очень далеко. Согласно опубликованным недавно данным Белстата, по итогам ноября индекс потребительских цен в стране сложился на уровне 8,1 %. А по итогам 11 месяцев года инфляция выросла на 104 %, что составляет в среднем 9,5 % за каждый месяц. Продовольственные товары подорожали с начала года на 120,9 %, в том числе только в ноябре на 8,5 %, цены на непродовольственные товары увеличились на 106,7 % (4,7 %), платные услуги населению прибавили 59,9 % (13,9 %).

В таких непростых условиях крайне важно выйти на положительный уровень ставки рефинансирования, для того чтобы спасти свои сбережения. На этом же недавно настаивал и Антикризисный фонд ЕврАзЭС, отмечая, что повышение ставки рефинансирования — это обязательное условие для того, чтобы Беларусь могла получить очередной транш кредита в $ 440 млн.

Беларусь пошла навстречу специалистам ЕврАзЭС. Ставка рефинансирования, с 12 декабря определенная Нацбанком на уровне 45 %, сегодня реально может считаться самой высокой в мире. И тем не менее ее абсолютная величина все же остается на уровне заметно ниже официальной инфляции. В Нацбанке уже не раз замечали: она будет расти. Даже озвучивались оценки, что к концу нынешнего года главный индикатор банковской системы может прирасти до отметки в 50 %, что сделает намного более выгодными банковские вклады в белорусских рублях. Однако делать это надо с определенной осторожностью. Как известно, от постоянного повышения ставки рефинансирования бывает хорошо только вкладчикам, должники, напротив, чувствуют явный дискомфорт от того, что их долг растет.

Несколько недель назад Нацбанк в лице заместителя председателя правления Сергея Дубкова порекомендовал белорусам на время воздержаться от получения новых кредитов. В нынешних условиях эти продукты для кредитополучателей стали чрезмерно дорогими, и вероятность того, что, не сумев правильно просчитать свои риски, заемщики в будущем могут «наградить» белорусские банки просроченной задолженностью, крайне велика. «Беларусь приблизилась к максимальному размеру процентных ставок денежного рынка», — поддерживает Нацбанк председатель правления «Белвнешэкономбанка» Павел Каллаур. По его мнению, ставки все-таки выйдут на положительный уровень, то есть обгонят инфляцию, однако случится это не в нынешнем году, а в первом квартале 2012-го. Причем «обгон» произойдет не столько за счет увеличения ставок, сколько благодаря сокращению инфляции. Сегодня эксперты в большинстве своем единодушны в вопросе оценки ее грядущего уровня: он в любом случае будет заметно меньшим, нежели в 2011 году. Просто основным катализатором роста цен была неопределенность на валютном рынке, а сегодня, когда горизонты просматриваются достаточно четко, можно с уверенностью говорить о том, что резких девальваций национальной валюты не предвидится. Значит, и цены расти не должны.

Вприпрыжку за ценами?

Вместе с тем в Нацбанке декларируют свое желание снизить ставку рефинансирования уже в январе 2012 года. Недавно глава ведомства Надежда Ермакова выступила с прогнозом, согласно которому в следующем году среднегодовое значение ставки рефинансирования будет 30—35 %, а на конец года — 20—23%.

Ставка рефинансирования — это процентная ставка, которую Нацбанк использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Но на самом деле ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Обычно, определяя размер ставки рефинансирования, главный банк страны должен ориентироваться на предполагаемую величину инфляции. То есть во многом ставка рефинансирования — это прогнозный показатель. В нынешнем году просчитать его не удалось. Как говорят специалисты, для того чтобы «стреножить» индекс потребительских цен, «задирать» ставки до 40—50 % надо было еще летом. Однако в отношении следующего года планы более оптимистичные.

«Намерения Нацбанка и правительства вывести процентные ставки на положительный уровень — это обязательное условие для нормальной работы экономики. Но этот процесс будет идти с двух сторон: Нацбанк будет постепенно увеличивать ставку рефинансирования, а правительство — параллельно принимать меры по снижению темпов роста цен. Так, вскоре положительные процентные ставки, однозначно, будут на уровне нынешней инфляции», — поясняет Павел Каллаур. Что же касается растущих рисков от параллельно увеличивающихся проблемных активов, то в банковской среде не считают, что рост ставки рефинансирования может стать серьезным катализатором их роста. «В этом смысле самый опасный период уже позади», — уверен Павел Каллаур.

Битва с гидрой

Что же касается попытки связать цены, то на минувшей неделе она уже произошла: в стране почти в два раза был расширен перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики страны, облисполкомами и Минским горисполкомом. Согласно принятому постановлению Совета Министров № 1655, Минэкономики будет дополнительно регулировать цены на вареные колбасы, сосиски, пельмени, субпродукты, фарши, сыры, рыбу, соль, овсяные хлопья, кофе, чай, также некоторые виды детского питания. До этого в перечень входило всего 14 позиций: хлеб, мясо, молоко, сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания, сахар-песок, мука пшеничная, крупы, макаронные изделия, мясо птицы, яйцо куриное, коровье сливочное масло, подсолнечное и рапсовое масло, овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания. Эксперты не очень положительно оценивают такого рода «стреноживание» цен, будучи уверенными, что лучшего регулятора, чем свободный рынок, историей не придумано. Однако на данном этапе такие меры правительства должны снять определенную напряженность.

Еще один важный момент, который должен повлиять в будущем на темпы роста цен, — это процесс печатания денег. Пока, судя по декларациям правительства, объем эмиссии белорусских рублей в 2012 году не должен превысить Br 7 трлн., что заметно меньше, чем в прошлые годы. Как ранее заявляли в Минэкономики, за счет сокращения эмиссии предполагается ограничить финансирование кредитования госпрограмм, и если этого не сделать, то дальнейшего роста цен избежать вряд ли удастся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter