Подноготная заморских женихов

Лет 20 назад брак с иностранцем казался счастливым билетом в жизненной лотерее...

Лет 20 назад брак с иностранцем казался счастливым билетом в жизненной лотерее. И это неудивительно. Бельмондо, Челентано, Мастрояни, Ален Делон — именно по их экранным образам в первую очередь складывалось впечатление о зарубежных мужчинах: мол, вот где настоящая страсть! В 90–х газеты запестрели объявлениями о знакомствах с иностранцами, брачные агентства, международные сайты знакомств в интернете росли как грибы, журналы печатали восторженные рассказы о жизни наших соотечественниц за рубежом. Теперь, наоборот, чаще пишут о негативе. У одной отобрали ребенка. Другую муж поколачивает. Появились даже сайты с «черным списком» женихов–иностранцев, которые регулярно ездят «поохотиться» на наших красавиц и уже замешаны в некрасивых брачных историях. За 11 лет работы менеджеры программы «Ла Страда» повидали всякого и теперь советуют выходить замуж по принципу: хочешь мира — готовься к войне. Чтобы не оказаться один на один со своими проблемами в чужой стране. Редкий мужчина, пусть он хоть трижды иностранец, жаждет заполучить содержанку, штамп в паспорте и множество обязательств в придачу.


Сказочке конец


«Я, гражданка Беларуси, 4 года замужем за гражданином Афганистана, у нас есть ребенок — дочь 3 лет. Вначале семейная жизнь складывалась спокойно, но постепенно дело дошло до рукоприкладства и постоянных унижений. Муж мне запрещает выходить на улицу, отводить ребенка на детскую площадку, общаться с соседями. Сейчас я работаю у него на фирме — делаю всю мелкую секретарскую работу и убираю офис, но денег он мне не платит, на ребенка также денег не дает. Живу я в маленькой комнатке с туалетом в доме его родителей. Они меня не любят, потому что я отказалась принять их веру и не живу согласно их религии и традициям. Единственный выход — побег, но это невозможно, т.к. все мои документы и документы дочери у мужа. Я боюсь просить официального развода, потому что тогда по законам этой страны могу потерять ребенка. Главное — остаться с дочерью. Это все, ради чего я сейчас живу...»


Такие письма и звонки поступают на сайт и «горячую линию» по безопасному выезду за границу «Ла Страда» с незавидной регулярностью. Норвегия, Бельгия, США, Франция, Ливан, Бахрейн — география стран богатая. И дело тут не в особенностях чужой культуры или менталитета.


— Иностранные женихи часто ищут себе невесту, которая будет заведомо в подчиненном положении, — обобщает большинство историй менеджер «горячей линии» Ирина Пацанович. — Мир женщины ограничивается домом, в котором хозяйка — свекровь. У новоиспеченной жены нет друзей, знакомых, ей не к кому пойти, она полностью во власти мужа. А на развод не идет, потому что не может оплатить адвоката, не знает, куда обратиться в чужой стране, зачастую не знает языка. И домашнее насилие в таких браках, как ни печально, тоже не редкость. Был недавно случай. Обеспеченная самостоятельная белоруска лет сорока приехала к жениху во Францию. Он думал, что она будет убирать, стирать, еще и приглядывать за его маленьким садиком. А наша бизнесвумен совершенно не ожидала, что ее поставят к плите. Дошло до рукоприкладства, вызвали полицию, сняли побои, он ее обвинил в краже, отношения скоропостижно закончились, толком не начавшись. Побитая и униженная женщина бежала из страны, недоумевая, как с ней такое могло случиться.


Не зря сказки всегда заканчиваются свадьбой. Потому что дальше романтика часто сходит на нет. В «Ла Страде» вспоминают девушку, которая согласилась быть второй женой гражданина Узбекистана, жившего в Арабских Эмиратах. Он красиво ухаживал, показывал богатые хоромы. Это потом она узнала, что все его имущество давно заложено, а сам он — банкрот. Восточная сказка обернулась неприглядной былью: девушка должна была обслуживать не только новоиспеченного супруга, но и его первую жену, детей от первого брака, родителей. Сбежать не могла, потому что за ней следили даже пасынки. Прошло больше года, прежде чем удалось вырваться.


Брак — по–белорусски, развод — по–итальянски


«Я замужем за гражданином Испании. Брак заключен в Беларуси, 7 месяцев назад у нас родился ребенок. Сейчас мы переехали в Испанию. Все было хорошо, но в последнее время мой муж начал поднимать на меня руку. После его очередного приступа агрессии я вызвала полицию, думала, это поможет мне вернуться на родину. Но они сказали, что я не могу покинуть страну с ребенком без разрешения мужа. А муж сказал, что такого разрешения мне не даст никогда».


Понятно, что любое государство будет на стороне своих граждан. А наши женщины ведут себя яростно в судах, помня о советской практике оставлять ребенка после развода у мамы. Но здесь все по–другому. Скажем, разводится белоруска с англичанином. Английский суд посмотрит, что за годы совместной жизни у нее не сложилось с профессией, плохо знает язык и на основании того, что дети — граждане Великобритании, оставит их с обеспеченным папой. И несостоявшаяся жена вынуждена будет покинуть страну: оснований для законного пребывания — особенно если брак расторгается в первые 2 — 3 года супружества — больше нет. Кроме того, суд — это очень дорогое предприятие. Белоруски проигрывают его психологически, юридически и материально.


— Хотя есть харизматичные, сильные девушки, они находят работу, учат язык и порой выигрывают суды, — вспоминает положительные примеры Ирина Пацанович. — В Норвегии белоруска смогла отвоевать и алименты на ребенка, и право остаться в стране.


Иной раз женщину вроде и не держат: хочешь — уезжай, но без детей. Муж пишет, что запрещает ребенку пересекать границу, и мама бессильна — пограничники не пропустят. Она с малышом пытается бежать через третью страну. Но тогда это практически уголовное дело, потому что отъезд без согласия отца по международному законодательству классифицируется как похищение ребенка. И здесь уже вступают в силу очень сложные международные отношения.


— Часто женщины обращаются и в МИД Беларуси, прося о помощи на высоком политическом уровне, но решить эту ситуацию уже долгие годы мы не можем практически никак, — признают специалисты «Ла Страды». — С той стороны говорят: это наш ребенок, ведь он родился в нашей стране и отец — наш гражданин. Мы говорим: раз рожден от белоруски — ребенок наш. И начинается спор. Это называется коллизией в международном праве, когда оба государства по своим законам правы, но ситуация не может быть разрешена кардинально.


В итоге то жены нелегально пытаются вывезти детей, то мужья крадут их у белорусок. И те и другие обращаются в соответствующие органы с просьбой запретить своему бывшему мужу–жене въезд на территорию страны. К слову, у нас в базу невъездных занесено уже 10 отцов–иностранцев. Но и они находят лазейки. Как говорит Галина Тюрина, если еще с европейскими мужьями можно договориться, кто кого как часто посещает, то на Востоке сильны традиции. Там мальчик может до 6 лет находиться с мамой, девочка — до 8, а потом воспитанием всецело занимается отец, маме остаются лишь телефонные разговоры.


***


Что радует, если раньше девушки полагались лишь на то, что скажет супруг, то теперь детально изучают все нюансы законодательства другой страны. В международную любовь по–прежнему верят, но к браку уже относятся не так легкомысленно, вчитываясь в брачный контракт и выставляя свои условия. Ведь создание счастливой семьи — тяжелая работа в любой стране.


Любовь с оговорками


Другое дело — египетская или турецкая любовь. Местные Ромео для отношений со славянками придумали орфи–брак, который регистрируется адвокатом и двумя свидетелями–мужчинами. О том, что такой союз не имеет никакой юридической силы, орфи–жены узнают, когда им предлагают для расторжения отношений просто... порвать орфи–контракт.


— Это даже не помолвка, а узаконенное сожительство, — подбирает точное название такой семье менеджер «Ла Страды» Галина Тюрина, — но оно не дает права ни пребывать в стране, ни претендовать на имущество, грубо говоря, оно дает право мужчине на законный секс с иностранкой безо всякой ответственности. Появляются дети? Это ее дети и ее проблемы. Она не сможет претендовать на алименты. А младенца не признает никакой египетский суд, если мужчина откажется от такого брака. И это законно, а по их религии допустимо, ведь речь о девушке, которая не дает скучать мужчине, пока он подыскивает себе супругу.


Хотя иной раз и ехать далеко не надо. Белоруски выходят замуж за иностранных студентов, не зная, что свидетельство о браке надо легализовать за границей. В итоге супруг оканчивает университет, говорит, что ему нужно на родину уладить кое–какие дела, и исчезает. И девушка остается со штампом, порой уже с ребенком и без мужа. Развестись сложно, потому что нужна вторая сторона, которую найти практически невозможно — ни адреса, ни телефона. И это не самый худший вариант. Гораздо сложнее, когда семейная лодка дает течь на чужой территории...


Цифры «СБ»


В 2010 году в Беларуси было заключено почти 77 тысяч браков, в том числе с иностранными гражданами — 4.826. Из них каждый второй — с россиянами и украинцами, остальные — с представителями более 60 стран, в том числе Кувейта, Ганы, Камеруна, Колумбии, Нигерии, Новой Зеландии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter