Подмороженная Клюковка

Во время декабрьских морозов температура воздуха в квартире 64–летней пенсионерки Галины Овсянниковой из деревни Клюковка не поднималась выше 5 — 6 градусов тепла. Чтобы отогреть замерзший водопровод, несколько дней назад ей пришлось вызывать аварийную бригаду. Мерзнут в холода и другие жители многоквартирных домов по улице Школьной. Почему?..

Во время декабрьских морозов температура воздуха в квартире 64–летней пенсионерки Галины Овсянниковой из деревни Клюковка не поднималась выше 5 — 6 градусов тепла. Чтобы отогреть замерзший водопровод, несколько дней назад ей пришлось вызывать аварийную бригаду. Мерзнут в холода и другие жители многоквартирных домов по улице Школьной. Почему? Я попытался разобраться, выехав в Оршанский район.


...В середине 80–х в Клюковке построили несколько многоквартирных домов с удобствами — водопроводом, горячей водой и паровым отоплением. Однако когда местный колхоз Мичурина пришел в упадок, обогревавшая их котельная стала. Три года назад в Клюковке обрезали и централизованное газовое снабжение. В городских, по сути, квартирах люди вынуждены были строить печи...


Галина Сычева в Клюковке живет с 1987–го. Раньше работала бухгалтером в агрофирме «Девино», в которую преобразовали колхоз. Сейчас — на пенсии.


— Печку топим дважды в день. Грязь кругом, пыль... И все равно холодно. Надеваю свитер, стеганую жилетку, ватные брюки, — жалуется Галина Егоровна. — В кухню захожу лишь по крайней необходимости, она не отапливается.


Чтобы избавиться от сырости в спальнях, Сычевой пришлось обшить стены пенопластом. В ванную купили водонагреватель. Единственное благо цивилизации, которое сегодня доступно жильцам, — холодная вода. И то в сильные морозы трубы замерзают.


Соседку Галины Сычевой со второго этажа 12–квартирного дома, Ирину Бохан, перебравшуюся из отдаленной деревеньки к дочери, я встретил во дворе, когда та переносила поленья в сарай.


— У нас три печки, но сколько ни топи — не помогает! — сокрушается она. — Непутевый сосед снизу разбирает пол на дрова. Из–за этого в квартире холод жуткий!


У Галины Овсянниковой квартира снизу и вовсе пустует.


— Из–за сырости мебель плесневеет и расклеивается, уже три телевизора сгорели! И печка не помогает, — сетует пенсионерка. — Не так давно окна и двери квартиры снизу заложили кирпичом, но теплее не стало. Если раньше, когда вода в трубах замерзала, я могла в квартире снизу развести костер и разогреть их, то теперь, чтобы туда попасть, нужно аварийную службу вызывать.


После смерти мужа, работавшего в колхозе Мичурина, Овсянникова так и осталась в Клюковке. Со временем колхоз превратился в агрофирму «Девино», та — в комбинат «Тепличный» с руководством в Ореховске. Сейчас это филиал предприятия «Витебскэнерго». Пока проходили преобразования, специалисты из деревни уезжали. И сейчас 16 квартир в ней пустуют. Все ценное (батареи отопления, сантехника) давно исчезло.


— Молодежь у нас не задерживается, — вздыхает председатель Клюковского сельсовета Виктор Шилов. — В школе, рассчитанной на 300 мест, учатся всего 30 ребятишек.


Про котельную, для которой в начале 90–х сельскохозяйственному предприятию не за что было купить уголь, Виктор Михайлович говорит с горечью:


— Сначала колхоз пытался дровами обогреваться, а когда принадлежавший ему лес передали гослесфонду и топливо снова пришлось покупать, затею оставили. Оборудование растащили... Насколько я знаю, восстанавливать котельную не будут. Ее бы лучше вообще разобрать, чтобы плиты перекрытия кому–нибудь на голову не упали. А централизованное газовое снабжение прекратили из–за того, что жильцы многоквартирных домов отапливались газом и не платили.


Может, кто–то и не платил. Но далеко не все. И почему добропорядочные жильцы должны мучиться, устанавливая газовые баллоны в тесных кухнях, нарушая противопожарные требования? Ответов на эти вопросы в Оршанском районе я не нашел...


Может сложиться впечатление, что Клюковка находится где–нибудь в дремучем лесу, на отшибе. Отнюдь! Стоит она на Старооршанском шоссе — практически на границе Витебского и Оршанского районов. О проблемах крестьян, судя по их рассказам, знают и местные депутаты, и райисполком, и коммунальники Оршанского района, которым принадлежит большая часть жилфонда в деревне. Сначала люди писали письма в разные инстанции, но сейчас, похоже, силы на это остались лишь у Галины Овсянниковой. Остальные махнули рукой: все равно никто не поможет. А вот молодые родственники клюковчан, приславшие электронное письмо на интернет–сайт «СБ», с этой мыслью мириться не хотят. «В XXI веке так жить нельзя!» — считают они. С ними согласен.


Комментарий


Александр Кишкурно, заместитель председателя Оршанского райисполкома:


— Когда я проводил в Клюковке прием граждан, на условия жизни жаловалась только Галина Овсянникова. Ей предложили жилье в другом населенном пункте, но она отказалась. Остальные жильцы многоквартирных домов лишь просили отремонтировать текущие крыши, заложить кирпичом окна и двери пустующих разграбленных квартир (к слову, почему они в таком ужасном состоянии, — в первую очередь нужно у них самих спросить). Эти просьбы мы выполнили. Если жители обзаведутся печками, утеплят окна, двери, мерзнуть не будут. Агрогородок в Клюковке обустраивать не планируется, так что на серьезное обновление или ремонт жилья надеяться там не приходится.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter