Почему портретные экспертизы женщин провести сложнее, чем мужские

Подмена налицо

Три гражданки Китая не смогли вернуться домой из Южной Кореи после проведенных там пластических операций. В аэропорту женщинам отказали в посадке на самолет, так как их лица слишком сильно стали отличаться от фотографий в паспортах. Шуму эта история в соцсетях наделала много. Нашим экспертам тоже приходится проводить портретные экспертизы. Сравнив два снимка по признакам внешности, они могут определить, один ли человек на них изображен. Корреспондент «Р» показала эксперту два своих фото, сделанных с разницей в десять лет. Определит ли он, что фото принадлежат одному и тому же человеку?

Дмитрий САЧУК скрупулезно изучает каждый фрагмент изображения.
фото автора

К выбору фото подошла основательно. В попытке усложнить работу эксперту предоставила два максимально не похожих друг на друга снимка. Важный нюанс! Оба кадра сделаны с близкого ракурса — необходимое условие для проведения экспертизы.

— Чаще всего работаем с изображениями подозреваемых. Устанавливаем в рамках следствия, они ли запечатлены на фото и видеоуликах, — вводит меня в курс дела Дмитрий Сачук, начальник отдела дактилоскопических и портретных экспертиз главного управления криминалистических экспертиз ГКСЭ.

Замечаю на столе эксперта три фотографии мужчины средних лет. На одном снимке он лысый, на другом — с густой шевелюрой, а на третьем — еще и с бородой. Оказалось, это подозреваемый в подделке документов. 

— Нос вроде похож, — тороплюсь с выводом.


— Прежде чем делать такое заключение, нужно сравнить снимки несколькими методами, — останавливает меня Дмитрий Сачук. — Сопоставляем, например, биологическую асимметрию лица. У всех людей левая и правая его половины отличаются. Мы делаем два изображения. Одно — из левой прямой и левой зеркально отображенной половин лица, другое — из правой. Смотрим, насколько они совпадают. 

Дмитрий Сачук берет мои фото, выделяет на них центральную область лица и расставляет антропометрические точки. Затем по паре точек сравнивает соотношение высоты лба к высоте лица, ширину носа к ширине лица, длину рта к расстоянию между наружными углами глаз… Расхождения колеблются в допустимых пределах. Это первый признак того, что на обоих снимках один и тот же человек.

— Область лба и уши закрыты прической, — Дмитрий Сачук вертит в руках мой снимок десятилетней давности. — Если бы лицо было более открыто, мы бы расставили больше антропометрических точек и исследовать изображения было бы легче. 

По этой же причине к фото на паспорт предъявляют такие жесткие требования. Так, фотографирование должно быть произведено анфас, а фотографируемый должен быть без головного убора.

В процессе исследования Дмитрий Сачук признался: исследовать снимки женщин сложнее. Во-первых, они трепетно относятся к фотосъемке. Поэтому фото в паспорте и реальность могут сильно отличаться. Во-вторых, дамы любят экспериментировать с внешностью: то волосы перекрасят, то коррекцию носа сделают, то брови другой формы нарисуют. Но опытного эксперта даже владеющая всеми тонкостями макияжа особа не проведет. В подтверждение этому Дмитрий Сачук вспоминает интересный случай:

— Недавно наши гомельские коллеги устанавливали личность человека, сменившего пол. Исследовали два фото. На одном — он еще мужчина, а на другом — уже женщина. Несмотря на столь разительные отличия, эксперт подтвердил: это один и тот же гражданин.


Что касается пластических операций, то для решения спорных ситуаций нужно представить медицинские документы о проведенных хирургических вмешательствах.

— Наш мозг имеет одну интересную особенность. Он плохо фиксирует различия во внешности людей, относящихся к другому антропологическому типу, — продолжает эксперт, рассматривая снимки под лупой. — Этим пользуются некоторые граждане южных республик, пытаясь пересечь нашу границу по паспортам своих родственников. Пограничники отправляют их к нам на экспертизу. Нарушителей депортируют.

Случаются и совсем курьезные случаи. Однажды за экспертизой обратился человек, чье фото журналисты разместили в газетной статье о маньяках. Он объяснил, мол, когда он лежал с черепно-мозговой травмой в больнице, к нему подошел фотограф и попросил сделать портретное фото, толком не объясняя для чего… 

Каждый элемент внешности имеет коэффициент идентификационной значимости. Он обусловлен частотой встречаемости. Овальное лицо, например, широко распространено, а вот пирамидальное — редкость. Потому-то оно и имеет самый высокий коэффициент. Такие же расчеты сделаны по каждому элементу внешности, начиная от линии роста волос и заканчивая ушами.

Скрупулезно изучив каждый фрагмент моего лица, эксперт делает вывод, что на обоих фото я:

— Если качество материала для исследования хорошее, то можно сопоставлять фото, сделанные с разницей даже в 20 лет. Все зависит от идентификационной значимости отобразившихся на снимке признаков. Если есть родинки, шрамы или тату, человека идентифицировать проще.  

gorbatenko_inna@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter